Ярослав Забалуев

Новый сериал «Летящие сквозь ночь» по повести Джорджа Р. Р. Мартина — бедновато сделанная, но честная научная фантастика

2 мин. на чтение

Земля умирает. За окном 2093 год, и картина нашего с вами будущего, как водится, безрадостна. Последней надеждой человечества выглядит экипаж корабля «Летящие сквозь ночь», отправляющийся в глубины космоса, чтобы наконец осуществить контакт с инопланетянами, которые, вероятно, знают, как всех нас спасти.

Экипаж составлен прихотливо: женщина-мутант, специально разработанная для полетов в космосе, телепат в кандалах, эксперт по телепатам, приставленная за ним присматривать, явно не очень в своем уме ученый-травокур, а также ученый, благодаря которому возникла идея путешествия, и капитан, предпочитающий общаться с товарищами при помощи очень реалистичной голограммы. Почти сразу многое идет не так. Череда мелких неисправностей самого разного рода сперва бросает тень на телепата, но быстро становится ясно, что дело не в нем, а в некой дополнительной сущности, спрятанной на космическом судне. Расследование осложняется тем, что всем героям явно есть что скрывать.

Сериал «Летящие сквозь ночь» сделан каналом SyFy в очевидном расчете на то, что титр «продюсер Джордж Р. Р. Мартин» имеет некое магическое воздействие и уже сам по себе обеспечивает предприятию успех. Это, однако, не совсем так. Во-первых, фанаты «Игры престолов» устроены таким образом, что ждут от автора литературного первоисточника не чего угодно, а продолжения приключений вполне конкретных героев. Во-вторых, тут речь вообще не идет о чем-то новом. Сериал основан на старой повести Мартина, которую уже (тоже не слишком успешно) экранизировали в середине 1980-х. Сам писатель, впрочем, считает тот фильм своим талисманом и говорит, что без него не было бы никакой «Песни Льда и Пламени». Именно поэтому он благосклонно отнесся к новому обращению к старой книжке, и именно так и оказался в титрах, хотя не участвовал даже в написании сценария.

«Летящие», как уже можно констатировать, провалились. Критики ругали за невнятность и старомодность, зрители — ну а что зрители? Им подавай «Игру престолов» или в крайнем случае «Черное зеркало». Здесь же, в соответствии с направленностью канала-производителя, предлагается совсем другая картина маслом. «Летящие» — увы, редкий сегодня пример пусть и бедновато сделанной, но тем не менее честной и основательной научной фантастики. Куда проще было бы, конечно, сделать готическую версию, скажем, «Стартрека», но нет — это законченный и довольно мрачный (с первых же кадров) мини-сериал. Вроде бы так себе предложение для каникул, но, с другой стороны, не так часто нам предлагают не просто фестиваль пиротехники и спецэффектов, а настоящее погружение в безрадостное, но все же теоретически возможное будущее.

Если подбирать аналогии, то больше всего «Летящие» напоминают снятый в 1997-м фильм Пола У. С. Андерсона «Сквозь горизонт». Эта картина была сделана в подзабытом сегодня жанре научно-фантастического хоррора, собрала разгромную прессу, но в итоге стала культовой классикой. Среди поклонников фильма значится, например, Стивен Кинг. Как и фильм Андерсона, «Летящие» не стремятся превратить сюжет в метафору или нагрузить дополнительным смыслом. Взамен они постепенно погружают зрителя в атмосферу липкого ужаса. В ход идут цитаты из кубриковского «Сияния», сочащийся кровью космический зонд, страшные видения членов экипажа, загадочная дама с пчелами и еще черт знает что. В конце концов, в традиционно считающемся низким жанре хоррора все средства хороши — лишь бы ладошки потели.

Фото: NetFlix

Подписаться: