Нет, пожалуй, на современном телевидении человека, лучше умеющего вывернуть конъюнктуру текущего момента наизнанку, чем Мэтт Грейнинг. Чисто формально 64-летний мультипликатор и сценарист приходится отцом современной телемультипликации — автором «Симпсонов», самого долгоиграющего мультсериала в истории американского телевидения. Без него не было бы ни «Коня БоДжека», ни «Южного парка». Но в то же время вдохновение он черпает не столько из своей буйной головы, сколько из актуальных кинематографических трендов.
«Симпсоны» были психоделической перелицовкой семейного американского кино в духе Джона Хьюза, «Футурама» наследовала широчайшему пласту фантастического кино от «Стартрека» до «Искусственного интеллекта». И вот теперь «Разочарование» — новейший проект Грейнинга для Netflix, в котором он разбирается с современным увлечением жестким фэнтези в духе «Игры престолов».
В центре повествования здесь пьющая принцесса Бин и ее друзья — демон Люци, которого все принимают за говорящего кота, и беженец из волшебной страны по имени Элфо. Сюжет застает Бин в тяжелый момент жизни — перед политическим браком с уродливым принцем из соседнего королевства. Накануне свадьбы темные силы как раз и подсылают Бин на подмогу сначала Люци, а затем и Элфо, в компании которых принцесса сначала насаживает голову суженого на сложную конструкцию из мечей (вот и первый привет «Игре престолов»), а затем превращает брата принца в свинью. Кроме главных героев деятельное участие в происходящем принимают жирный сварливый король, злая мачеха с жабрами, оттопыривающимися в момент возбуждения, гей-пара из премьер-министра и колдуна и многие другие странные персонажи.
Несмотря на статус классика, американская критика приняла новый проект Грейнинга с прохладцей, и в этой реакции очевидна инерция экспертов, привыкших судить о сериалах по первым сериям. Те критики, которые дали себе труд посмотреть все десять серий «Разочарования», остались в восторге и с нетерпением ждут продолжения. Примкнем к этому немногочисленному, но стройному хору почитателей и мы. Дело в том, что современные сериалы все чаще строятся по принципу длинного романа с продолжением. Первые несколько эпизодов, в которых нет никакого сквозного сюжета, здесь нужны для раскачки и знакомства с персонажами, это длинная экспозиция, прелюдия к основному действию. Сам же сюжет, который, по-видимому, получит развитие в следующем сезоне, завязывается лишь в последних сериях, когда зритель уже достаточно погрузился в предлагаемые обстоятельства.
Что касается самих этих обстоятельств, то Грейнинг говорит, что писал сериал о том, как не унывать в мире, полном страдания и идиотов (и что может быть актуальней в наше — да и любое другое — время?). Иллюстрируется эта идея бесконечными абсурдистскими скетчами, в которых на орехи достается всем на свете, от простых крестьян (пассивное большинство) до монашек и первых лиц государства. Методы выживания в этих диких условиях у Грейнинга те же, что обычно — лихость, придурковатость и гармония с собственными демонами. И несмотря на то что пока «Разочарование» только раскачивается, у сериала вполне есть потенциал стать, конечно, не новыми «Симпсонами» (что все-таки невозможно), но достойной заменой закрытой пять лет назад «Футураме».
Фото: Netflix