Ретроприквел «Трансформеров» «Бамблби» оказался настоящим семейным кино, которое мы заслуживаем
Франшиза «Трансформеры» — один из самых диких примеров современного коммерческого кино.
Блистательно оживленная 11 лет назад продукция игрушечной корпорации Hasbro за годы существования превратилась в сущий кошмар. Бессменный режиссер киносериала Майкл Бэй с каждым следующим фильмом превращал экранное действо во все более невыносимое для зрителя буйство огня и стали. В итоге ситуацию не спас даже приглашенный в последнюю часть Энтони Хопкинс. Фильм стал самым провальным в серии, но продюсеры решили не закрывать проект, а радикальным образом перезапустить. Бэй на сей раз ограничился ролью продюсера, но куда более важным человеком (как в первой, самой пристойной части) здесь кажется исполнительный продюсер Стивен Спилберг. Но обо всем по порядку.
Итак, рядовой Бамблби (впрочем, его еще зовут не так красиво) отправлен с родной планеты Кибертрон могучим вождем автоботов Оптимусом Праймом на Землю, чтобы сберечь нашу планету в качестве очага сопротивления зловредным десептиконам. Правда, желтый робот сразу попадает в центр учений земных военных, а следом, лишившись голоса и памяти, но обернувшись автомобилем «Фольксваген Жук» — в умелые руки девочки Чарли (Хейли Стайнфелд). На дворе 1987 год, девочка страдает от непонимания напомаженных сверстников, слушает The Smiths и Duran Duran, а робота поначалу принимает за средство передвижения. Когда же желтый голубоглазый гигант являет ей себя, Чарли обнаруживает в нем единственного друга, способного хоть как-то заменить умершего отца и отвлечь от непонимания со стороны матери и отчима. Тем более что парочку теперь ждут приключения: на Землю прибыли десептиконы, а значит, впереди важная битва за процветание родной планеты.
Даже в пересказе несложно обнаружить, насколько сюжет перезагрузочного приквела «Трансформеров» напоминает спилберговского «Инопланетянина». Первое впечатление в данном случае совершенно верно. Судя по всему, увлеченный прочими проектами маэстро на сей раз оказал некоторое влияние на коллег, а потому взыскательному зрителю не стоит сразу презрительно фыркать, увидев на постере фильма бездушного робота. Для успешной реализации ревизии сериала был приглашен режиссер Трэвис Найт. Для него эта картина — первый полнометражный киноопыт после отличного мультфильма «Кубо. Легенда о самурае». В том обойденном широкой аудиторией мультфильме стоит искать и истоки новой победы, которую вполне можно констатировать.
Дело в том, что «Бамблби» оказался устроен куда сложнее, чем можно ожидать. С одной стороны, понятный формат детской драмы про изживание травмы (смерть отца) вроде, например, «Голоса монстра». С другой — традиционная для вселенной «Трансформеров» история про столкновение враждующих роботов. Однако как только с экрана зазвучит песня The Smiths «Bigmouth Strikes Again», всякий взрослый, увлеченный массовой культурой зритель поймет, что здесь не все так просто. Саундтрек — это вообще отдельный разговор, добавим лишь, что моментально погружающие в эпоху Duran Duran и Van Halen играют важную роль в сюжете.
Однако это далеко не все радости для ретромана. Найт умудрился создать идеальное восьмидесятническое кино, в котором уют эпохи неона и гламурных старшеклассниц соседствует с точными цитатами из «Клуба “Завтрак”» и отсылками к «Альфу».
Разумеется, в фильме есть и необходимый экшн, и вполне уморительные гэги, и трогательные сцены, положенные в семейном кино. Однако, соблюдая все конвенции подросткового блокбастера, 45-летний дебютант Найт снимает кино прежде всего, кажется, для своих ровесников. При этом, что особенно ценно, он не спекулирует на ностальгических слезах, а предлагает коммерческое кино таким, каким оно должно, в общем-то, быть — шумным и ярким, но в то же время умным и трогательным. То есть ровно таким, каким оно было во времена, когда зрители не только ждали от фильмов аттракциона, но и вне зависимости от возраста плакали над «Инопланетянином» или до слез смеялись над «Назад в будущее».
Фото: «Централ Партнершип»