Ярослав Забалуев

Сериал «Год культуры» предлагает относиться к жуликам и ворам во власти с юмором

2 мин. на чтение

Рядовой загородный телепросмотр прямой линии президента с коллегами под водочку закончился для главы департамента образования Виктора Сычева (Федор Бондарчук) почти трагически.

В процессе общения с народом Владимир Путин дал слово скромной преподавательнице из города Верхнеямска Софье Белозеровой (Мария Ахметзянова), которая заявила, что так и не смогла дойти до Сычева с насущными проблемами. В сердцах Белозерова выступила с инициативой, мол, неплохо бы московскому чиновнику поработать в глубинке России, что было воспринято президентом с энтузиазмом.

И вот Сычев в компании помощника Стасика (Риналь Мухаметов) уже мрачно мчит в Верхнеямск, где его ждет величественно облупленное здание местного университета, в котором его помимо Белозеровой ожидают ректор Филин (Александр Лыков), страдающий похмельем преподаватель литературы Сапрыкин (Александр Яценко), место завкафедрой русской литературы и неподъемная задача вывести университет на первые места в рейтинге российских вузов.

Сервис «ТНТ-Premier» продолжает попытки удивить зрителя новым форматом российских сериалов, сделанных на непривычном уровне качества и более свободно, чем это было принято, обращающихся с традиционным телевизионным форматом. «Год культуры» удостоился серьезнейшей рекламной кампании (включая метро) — очевидно, благодаря исполнителю главной роли. Федор Бондарчук нечасто радует зрителя появлением на телеэкране, а уж тем более упражнениями в легком комедийном жанре — в этом была, пожалуй, главная интрига проекта. Тем более что роль чиновника актеру чудо как к лицу — многим вообще, чего уж там, хотелось бы, чтобы в Думе все люди выглядели как Бондарчук. Кроме того, Федор Сергеевич и сам не чужд хождений во власть, что сообщает его игре известную степень достоверности.

Однако у пользователей «ТНТ-Premier» с «Годом культуры» есть понятная загвоздка: завязка сериала с вынужденной ссылкой чиновника в народ более или менее повторяет зачин первого, самого, пожалуй, успешного, сериала сервиса «Домашний арест». Более того, целиком поставленный Петром Бусловым 12-серийный фильм выглядел куда экспериментальней — и с точки зрения поднятых тем (чего стоит хотя бы ретроспективная серия, в которой дед героя Александра Робака оказывался полицаем), и с точки зрения формата (часовые серии не самая типичная дистанция для ситкома). «Год культуры» на этом фоне пока выглядит куда более традиционным и, в общем, предсказуемым ситкомом: на фоне череды ладно скроенных, но все же весьма типажных персонажей выделяется только сам Бондарчук и, пожалуй, герой Яценко — после нескольких драматических работ («Аритмия», «Ненастье») он устроил тут настоящий эксцентрический бенефис.

Иными словами, сериал не поражает воображение и не вызывает всплеска нежданных эмоций, но, пожалуй, в этом повторении только что пройденного есть и определенная польза. «Домашний арест» и «Год культуры» формируют новую для российского кино линию разговора о власти (и — в идеале — с ней). В самом по себе ироничном тоне по отношению к чиновникам нет ничего нового, но отечественное кино его долгие годы почему-то избегало. Два новых сериала показывают, в общем, очевидное — юмористическое отношение к жуликам и ворам имеет не меньше прав на существование, чем их яростная критика. Да и шансов на конструктивный диалог так все-таки куда больше, чем на то, что растущий градус накала дискуссии неминуемо приведет оппонентов к мордобою.

Фото: ТНТ-premier

Подписаться: