search Поиск
Ярослав Забалуев

«Моя гениальная подруга» по Элене Ферранте — мыльная опера во вкусе итальянского неореализма

2 мин. на чтение

Однажды поздним вечером в квартире Элены раздается телефонный звонок от сына ее старой подруги, которая ушла из дома с вещами и пропала.

Элена, кажется, ожидала чего-то такого в ближайшее время, а потому вместо того, чтоб пригорюниться, порекомендовала молодому человеку научиться уже жить своей жизнью и думать своей головой. Сама же тотчас взялась за мемуары, мотивировав (для себя и зрителя) это тем, что не может допустить, чтобы за подругой (видимо, уже не такой близкой) «осталось последнее слово». Причины этой закадычной неприязни станут ясны не сразу. Сперва действие перенесется на неаполитанские улочки 1950-х, где состоялось знакомство Элены и Лилы (так зовут подругу). Жизнь в бедных кварталах Неаполя, как известно из классики неореализма, была непроста, но по-своему красива. Именно здесь, среди ссорящихся соседей, поколачивающих мужей жен и прочих деталей быта и развернется история двух девочек, которые рука об руку (а иногда и нет) пройдут через несколько эпох.

В основе «Моей гениальной подруги» — первого итальянского проекта канала HBO — лежит бестселлер Элены Ферранте, первая часть цикла «Неаполитанский квартет». Ферранте — писательница-аноним, которая начала писать еще в 1990-х, но окончательно покорила европейскую публику в 2000-х. И нет ничего удивительного в том, что продюсером «Моей гениальной подруги» стал едва ли не главный современный итальянский режиссер, оскаровский лауреат Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодой папа»). Режиссером стал еще только восходящий к славе Саверио Констанцо, разбередивший венецианскую фестивальную публику в 2014-м фильмом «Голодные сердца».

Уже исходя из этих вводных можно примерно предположить, что ожидает зрителя на протяжении восьми эпизодов первого сезона. Создатели сериала крайне кропотливо подошли к выбору натуры, основных актеров и даже лиц артистов массовки — кастинг занял порядка восьми месяцев. Картинка действительно поражает достоверностью, тем более что популярность фильмов самого Соррентино всякий раз доказывает, насколько зрители (независимо, кстати, от возраста) любят старые итальянские фильмы. Добавьте к этому буйству красок и условно детективной интриге музыку выдающегося неоклассика Макса Рихтера, и получите продукт, идеально отвечающий запросам публики, обожающей все прекрасное.

Другое дело, что в том, насколько идеально здесь подогнаны друг к другу детали пазла (или, если угодно, механизма повествования), и кроется главная проблема — которая, кстати, есть и в фильмах Соррентино. Пару лет назад «Молодой папа» основательно взвинтил ставки в телевизионном кино — сложностью героя и проблематики, но в финале скатился к какой-то неловкой фрейдистской ерунде. В «Моей гениальной подруге» происходит нечто подобное. Первые минуты глаз радуется, а сознание услужливо раскидывает целый пасьянс ассоциаций с классикой, но потом понимаешь, что мастерство, с которым здесь проделана реконструкция эпохи, оборачивается искусственностью. Эти художественно облупившиеся стены нельзя трогать, чтобы за состаренной штукатуркой вдруг не обнаружилась новейшая кладка, а то и, не дай бог, зеленый экран. Сажа на лица детей тоже нанесена таким образом, чтобы было «красиво». Да и сам сюжет, в общем, не требует от зрителя какой-то душевной работы, а предлагает эстетский вариант вполне традиционной мыльной оперы. В этом, впрочем, нет ничего дурного. Не позволять душе лениться — посыл, конечно, правильный, но иногда имеет смысл и отдохнуть.

Фото: HBO

Подписаться: