search Поиск
Ярослав Забалуев

«Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым — лучший (пока) российский фильм года

2 мин. на чтение

Лесник Егор Коршунов (Евгений Цыганов) — мужчина без страха и упрека, верный муж, примерный отец и защитник сибирских угодий от шастающих тут и там браконьеров. Получив легкое ранение в стычке с врагами лесных жителей, Коршунов случайно узнает, что неизлечимо болен — рак оставляет ему в лучшем случае пару месяцев жизни.

Будучи человеком цельным и ответственным, он кладет деньги на счет, чтобы жене (Наталья Кудряшова) было на что организовать похороны, и возвращается домой — подлатать крышу и выкопать картошку. Однако супруга не сдается и уговаривает Егора сходить сначала к заезжему столичному светилу (безуспешно), а потом и к местной знахарке, которая доверительно рассказывает легенду о селезне, спрятавшемся от смерти, притворившись уткой. Это предание рождает в голове героя план спасения, который, как и следует из названия, порядком удивит всех, включая его самого.

Наталья Меркулова и Алексей Чупов ярко заявили о себе дебютными «Интимными местами» — фильмом остроумным в смысле описания русской жизни и сделанным с европейским качеством. Премьера «Человека, который удивил всех» состоялась на Венецианском кинофестивале (в российском прокате — с 25 октября), и это, в контексте первой работы дуэта, как раз совершенно неудивительно. Поразительно другое. Картина, которую велик соблазн толковать в направлении осуждения русского конформизма и неумения принимать другого, сделана как бы поверх всех этих коннотаций.

В центре сюжета здесь действительно невероятная трансформация (в чем она заключается, при желании можно догадаться по постеру, но постараемся не портить удовольствие от просмотра спойлерами), провоцирующая деревенских жителей на самые радикальные меры. Однако символ косности и зашоренности наших соотечественников — самое неинтересное, что можно увидеть в этом по-настоящему поразительном фильме. Меркулова говорит, что толчком к написанию сценария стали воспоминания о ее собственном сибирском детстве, а основной темой она и ее супруг-соавтор видят не бичевание социальных пороков, а именно что сюжет о поединке со смертью.

«Поединок» в данном случае, пожалуй, действительно максимально точное слово, поскольку чем дальше Егор продвигается по своему странному пути, тем более декоративными становятся все прочие (включая самые острые) обстоятельства его жизни. Как и в вышедшем недавно на экран «Сердце мира» Натальи Мещаниновой, в «Человеке» героем становится шукшинский «чудик», помещенный при этом в чисто гоголевские условия. Уместно тут, пожалуй, вспомнить, что до этой картины Чупов и Меркулова писали сценарий к франшизе «Гоголь», а сама по себе птица гоголь — это как раз селезень и есть.

Затертый до полной ветхости термин «магический реализм» в этом фильме вдруг поворачивается новой, неведомой ранее гранью. Безвременье русской деревни тут погружено в мир вечных мифологических архетипов, завораживая и гипнотизируя зрителя, погружая его в таинство, которым, по забытой ныне идее, и должен быть любой опыт встречи с произведением искусства.

Все эти красивые слова, впрочем, могут ввести в заблуждение насчет элитарности картины, которая, что особенно ценно, напротив, сделана максимально доступным (учитывая предмет повествования) языком. Профессиональная и крепкая режиссура, знакомая по «Интимным местам», здесь снабжена еще и легким дыханием — «Человек» снят умной, подвижной камерой (оператор Март Таниэль) и смонтирован настолько уверенно, что не дает зрителю заскучать, несмотря на то что герой с определенного момента вообще перестает разговаривать с окружающими. И, конечно, все это было бы невозможно без Евгения Цыганова, который сыграл здесь едва ли не лучшую роль в своей кинокарьере. Иначе как актерским подвигом то, что он делает здесь, назвать никак не получается. Крайне стесненный в выразительных средствах, Цыганов выдает настоящий бенефис, который вряд ли под силу большинству его коллег. Именно благодаря ему эта история из суровой сказки превращается в нечто большее — кино про жизнь как субстанцию, способную к любым изменениям. И кино при этом неожиданно и невероятно смешное — с другой стороны, когда центральным героем оказывается (почти буквально) гоголь, иначе и быть не могло.

 

Фото: ПРОвзгляд

Подписаться: