«Анора» променяла американскую мечту на русскую и прогадала
Американская мечта состоит в том, чтобы сбежать на «свободный континент» из Старого Света, много работать и заслужить как минимум достойную жизнь. Мечта постсоветской девушки — женить на себе богатого мужчину и жить на Рублевке или в Европе (в общем, эта мечта тянется еще от Ирины Муравьевой из «Москва слезам не верит»), перепрыгнув через хлопотные стадии учебы, работы и карьеры. Главная героиня фильма Шона Бейкера, получившего «Золотую пальмовую ветвь» последнего Каннского кинофестиваля, — внучка переехавших в Америку из Узбекистана иммигрантов, которая честно следует за своей американской мечтой, исполняя ВИП-стриптиз для посетителей клуба «Штаб-квартира» в Нью-Йорке. В «Аноре», выходящей в прокат 17 октября, Бейкер делает из этой затравки одновременно смешную и грустную зарисовку о классовых и культурных различиях в современном мире.
Плюсы:
— мы знакомимся с 23-летней Анорой (Майки Мэдисон) на ее рабочем месте — в стриптиз-клубе, где она выуживает клиентов среди выпивающих мужчин. Процесс работы проходит как хорошо отлаженный технологический процесс — мужчины покорно суют Эни (так предпочитает представляться Анора) в трусы купюры, пока не подходит менеджер и не говорит, что один важный клиент просит найти девушку, понимающую русскую речь. Так Эни знакомится с 21-летним сыном русского олигарха Ваней Захаровым (Марк Эйдельштейн), который так на нее западает, что предлагает «эксклюзивно» стать его «девушкой» на неделю за 15 тыс. долларов. Внезапно рванув в Лас-Вегас, Ваня говорит Эни, что у него сложные отношения с отцом, который хочет вернуть его в Россию и взять на работу к себе в компанию, и если он женится в Америке, то возвращаться не обязательно. Слово за слово, и вот уже молодых венчают в вегасской часовне. Русские родители в ярости присылают двух армян Тороса (Карен Карагулян) и Гарника (Ваче Товмасян) и одного русского Игоря (Юрий Борисов), чтобы они привели в чувство наследника и аннулировали брак — в российской прессе гремит скандал, «Аргументы и факты» написали, что «сын олигарха Захарова женился на проститутке». Но американку Эни не так легко запугать, и тут начинается комедия положений в духе Любича;
— важное достоинство фильма в том, что русских играют русские (в основном) из России, и делают они это очень хорошо вплоть до мелких деталей, вплоть до тоста «Чтоб х.. стоял и деньги были». Скажу даже больше: наши актеры здесь так хороши, что после этого фильма хочется, чтобы они почаще снимались у американских режиссеров. Издание Entertainment Weekly включило Юрия Борисова (значащегося в титрах как Юра Борисов) в десятку претендентов на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Понятно, что шансов попасть в пятерку номинаций у него будет мало, но все равно это важное признание его действительно отличной работы. Его Игорь — полная противоположность маменькина сынка Вани, который не может и минуты провести без любимой компьютерной игры или стакана. И именно на противопоставлении мажора Вани и простого надежного вышибалы Игоря с обостренным чувством справедливости высекается сословная искра «Аноры». Единственное, жаль, что у Алексея Серебрякова и Дарьи Екамасовой, играющих родителей Вани, слишком мало экранного времени — эта семья явно нуждается в анализе, причем не только у психотерапевта;
— очень приятно, что Шон Бейкер, давно любимый преданными поклонниками еще со времен «Мандарина» (2015) инди-автор, наконец получил заслуженную «Золотую пальмовую ветвь» и перешел в лигу важнейших мировых артхаус-режиссеров. Его предыдущие фильмы «Проект Флорида» и «Красная ракета» рассказывали о людях на обочине общества, и то, что Каннский фестиваль вынес эту проблему на обсуждение, не может не радовать. Даешь больше историй о ярких бедняках, не замечаемых истеблишментом;
— благодаря «Аноре» Майки Мэдисон оставила позади стадию девушки из массовки (она играла одну из группиз Чарли Мэнсона в «Однажды в Голливуде» Тарантино) и героини фильма ужасов (позапрошлогодний «Крик») и стала одним из главных актерских открытий этого года.
Минус:
— «Анора» ближе к финалу страдает тем же, чем многие другие фильмы с претензией на «арт» — при хронометраже дольше двух часов она просто затянута, словно Шон Бейкер так полюбил этих персонажей, что не может с ними расстаться. И, в общем, вспоминая особо абсурдные моменты фильма, его можно понять и хочется простить.
Фото: «Атмосфера кино», Arna Media