Аргентинский «Этернавт» о конце света смотрится рафинированной альтернативой «Последним из нас»
Обычный жаркий предновогодний вечер в Буэнос-Айресе закончился внезапным снегопадом. Замерло несколько забастовок, машины встали в бесконечную пробку. В городе погас свет, в том числе в доме, где несколько старых до общей седины друзей собрались поиграть в карты. Один из них после нескольких часов вышел на безлюдную улицу и на глазах у товарищей упал замертво — снег оказался ядовитым. Позднее выяснилось, что отказали и магнитные полюса Земли, а по улицам семенят лапками гигантские жуки. Среди всего этого один из картежников по имени Хуан Сальво (Рикардо Дарин), смастерив защитный костюм из подручных средств, пытается разыскать дочь, а попутно понять, как жить в стремительно изменившемся мире.
«Этернавт» продолжает линейку больших латиноамериканских проектов Netflix, которую в конце прошлого года эффектно начали «Сто лет одиночества». Новое шоу тоже принципиально снималось в Южной Америке и тоже основано на культовом (или даже классическом) произведении, правда, на сей раз более локальном. Первая версия графического романа «Этернавт» вышла в 1957 году, ее авторами стали писатель Эктор Оэстерхельд и художник Франсиско Солано Лопес. Через 12 лет Оэстерхельд с другим иллюстратором выпустил переработанную версию «Этернавта», в которой был усилен политический элемент. Через несколько лет писатель исчез вместе с четырьмя дочерьми — сегодня их считают жертвами «грязной войны», которая разразилась в Аргентине после смерти Хуана Перона. Разумеется, культовый статус «Этернавта» лишь вырос и не был разрушен даже несколькими продолжениями, созданными после Оэстерхельда. Граффити с героями комикса можно встретить на улицах Буэнос-Айреса и сегодня. Вполне возможно, после сериала от Netflix их станет даже больше.
Речь об экранизации «Этернавта» шла уже давно, но осуществить ее с должным размахом не было возможности. Netflix и режиссер Бруно Стагнаро уверенно перенесли действие в наше время, чем навлекли на себя гнев пуристов. Впрочем, героям довольно скоро приходится откатиться к ретроприборам и машинам времен первых изданий графического романа, поскольку катаклизм отключил цифровую технику. Таким образом сохранена графическая основа, но политическими аллюзиями пришлось поступиться. С другой стороны, может быть, оно и к лучшему. Впрочем, для ценителей исторического контекста тоже кое-что осталось: например, постаревший в сравнении с комиксом Хуан стал ветераном Фолклендской войны.
Очевидно, что у экранизации «Этернавта» порог входа ниже, чем у исходного романа. Вместо чисто аргентинских травм — понятная постапокалиптика с пряным латинским колоритом. В своем жанре «Этернавт» — рафинированная альтернатива «Последним из нас». Вместо игры на нервах и музыкального автомата за кадром здесь более сложные персонажи, комфортный неспешный темп и детальное погружение в быт. Последнее обстоятельство роднит «Этернавта» с другими испаноязычными проектами схожей тематики — от «Дитя человеческого» Альфонсо Куарона до «30 сребреников» Алекса де ла Иглесиа. Впрочем, сериал вполне может стать комфортным первым опытом встречи с местной фантастикой. Что приятно, это знакомство заранее необременительно: на втором сезоне «Этернавт» уже гарантированно закончится.
Фото: Netflix