«Балерина» Ана де Армас слишком занята убийством людей, чтобы еще и танцевать
В «Балерине», к сожалению, не так много шуток, что не страшно — перед нами все-таки не комедия, а «женский» спин-офф «Джона Уика» с участием самого Киану Ривза для солидности — но есть реплики, после которых кинозалы именно в России взрываются от хохота: когда красавицу Ану де Армас называют кикиморой (то есть членом цыганского клана «Руска Рома») в пару к Бабе-яге Уику и когда чернокожая наставница, которая непонятно что делает среди славянских цыган (разве что заполняет собой голливудскую квоту расового присутствия на экране), произносит: «Меня зовут Ноги». Но «Балерина» (в кинотеатрах с 5 июня), конечно, берет не чувством юмора, у нее полно других достоинств.
Плюсы:
— главный плюс «Балерины», конечно, сама Ана де Армас в роли Евы Макарро (не Макаровой и не Макару, если представить, что она могла бы быть, скажем, румынкой). Мы знали, что из нее получится хорошая героиня боевика, четыре года назад, когда она сыграла подругу Бонда Палому в «Не время умирать». В «Балерине» де Армас играет свою героиню с грацией леопарда, мягкостью котенка и силой разъяренной тигрицы (в данном случае сравнение с животными можно расценивать как комплимент). У де Армас, конечно, нет за плечами репутации Киану Ривза с его тридцатилетним стажем съемок в лучших экшнах мира, но если «Балерина» соберет приличные деньги в прокате (а она наверняка соберет), де Армас уготованы еще сотни экранных драк и почетные камео на пенсии — обратите внимание, что в крохотной роли телефонистки в пражском отделении гостиницы Continental появляется легендарная Анн Парийо, сыгравшая «Никиту» Люка Бессона ровно 35 лет назад;
— сироту Еву, отчаянно вцепившуюся в сувенирный шар с крутящейся балериной, находит мистер Уинстон (Йен Макшейн), управляющий отельной сети для киллеров Continental, который в данном случае работает добрым ангелом. Уинстон отправляет маленькую Еву в театр «Руска Рома», возглавляемый Анжеликой Хьюстон (чью смерть мы еле пережили в третьем «Джоне Уике», но действие «Балерины» как раз происходит примерно в это же время). Все называют ее Директором, хотя, судя по роду ее занятий, английское Director в данном случае стоит переводить как Режиссер. Директор-Режиссер обучает Еву всему, что ей понадобится, чтобы заработать много денег: танцевать на пуантах (с этим не так все легко) и стрелять и драться (тут как раз все в порядке, особенно после того как Ноги дает Еве бесценный совет: «Дерись как девчонка!»). Но Еву терзает жажда мести за убитого папу (Джон Уик убивал и за меньшее — за щенка), и она сбегает от Директора, даже отключив телефон во время гневной тирады, что, согласитесь, невежливо. Последствия Евиного упрямства будут настолько катастрофическими, что потребуют даже вмешательства Уика;
— действие последней трети фильма происходит в прекрасном живописном австрийском городке Гальштат, где живут одни сектанты-убийцы и где находится логово главного бандита по кличке Канцлер (отсылки очевидны) в исполнении Гэбриела Бирна. Намек понятен: сонные европейские города только и ждут, когда победят правые партии, но они не знали, что придет прогрессивная Балерина и нанесет Гальштату такой урон, которого они не видели со Второй мировой;
— здесь есть обязательная и ставшая уже фирменной в скромной пока вселенной Джона Уика сцена в клубе, где Ева выполняет свое первое задание — сначала неуверенно, но потом все более остервенело. Причем в длинном вечернем платье с удобным глубоким вырезом. Позже она изобретательно использует как орудие убийства фигурные коньки — все-таки пуантами убивать неудобно;
— самое забавное, что эта «Балерина» так перед нами толком и не станцует, но, с другой стороны, и хорошо — драться у Аны де Армас явно получается лучше, к тому же все штампы про киношное насилие как балет, появившиеся благодаря Джону Ву еще в прошлом веке, обыграны здесь так буквально, что их можно теперь оставить в прошлом;
— в одной сцене Ева сокрушает врагов на фоне экрана, на котором идет старый немой фильм с Бастером Китоном. Авторы «Балерины» ставят перед собой высокую планку, сравнивая свою героиню с великим комиком, но смотрится остроумно. В другой сцене, где Ева и официантка дерутся тарелками, смешно обыгрывается консервативное мнение о том, что место женщины на кухне.
Минусы:
— скучный избитый сюжет про наблюдающую смерть отца сиротку, которая чудом спаслась и пошла мстить. Таких травмированных киллеров в кино очень много, и ничего нового на эту тему «Балерина» не сообщает. К счастью, если пережить первые полчаса, фильм вознаграждает терпеливых зрителей нескончаемым потоком изобретательного экшна (не пропустите битву на огнеметах) и рождением новой героини боевика;
— в общем, Ана де Армас справилась бы и без помощи Киану Ривза, который здесь пассивен и нравоучителен.
Фото: «Атмосфера кино»