, 2 мин. на чтение

«Балет» станцевал о современной русской жизни то, о чем не скажешь

В Нью-Йорке с большим резонансом проходит премьера нового балета прославленного хореографа Руты Майерс (Алла Сигалова). Сама постановщица в ужасе: все не то, нет жизни.

После поклонов она заявляет публике, что это было первое и последнее представление, а после того, как стихает шум, погружается в пучину творческого кризиса. Из депрессии ее выдергивает директор главного балетного театра России Игорь Корнеев (Федор Бондарчук). Он предлагает Руте карт-бланш на постановку в России, на который Майерс с некоторым скрипом соглашается.

Для хореографа это предложение — шанс на возвращение на родину после почти сорокалетнего отсутствия. Когда-то советская балерина Рута Адамкуте попросила политического убежища в США, чтобы избежать разноса в СССР по приезде с гастролей. В нынешнем театре служит худруком ее бывший возлюбленный Андрей Пронин (Игорь Гордин), а хозяйством заведует его жена Алла (Ирина Апексимова). На сцене царит классический балет — это-то «лебединое озеро» и хочет встряхнуть силами Майерс Корнеев. Проблема лишь в том, что Рута понятия не имеет, что собирается поставить, и вынужденно погружается в темные омуты русской балетной жизни. Здесь и олигархи, выписывающие балерин на вечеринки, и аппаратные интриги, и, конечно, выяснение вроде бы давным-давно отживших свое отношений.

Шесть лет назад в широкий российский прокат вышел фильм Валерия Тодоровского «Большой» — яркое название таким образом оказалось использовано. Новый сериал Wink называется нейтральным словом «Балет», а название главного театра страны ни разу не упоминается в кадре. Однако никаких экивоков в визуальном смысле здесь, разумеется, нет. Главная героиня «Балета» смотрит на величественные стены из соседнего «Метрополя» и легкой балетной походкой пересекает Театральную площадь, отказавшись от предложенного представительского транспорта.

Тодоровский, получив доступ к святая святых Большого, в итоге снял собственную «Золушку» — решение понятное, но диктующее сглаживание острых углов, которых в балетном мире предостаточно. «Балет» сразу кидает зрителя в сложную многофигурную драматургическую конструкцию. Центральных героев полдюжины, второстепенных — больше десятка, и это не считая неизменно рвущегося в дамки кордебалета. Сюжетных линий тоже предостаточно. Ревность, зависть, коррупция, костры амбиций, изначально драматичная из-за своей краткости профессиональная жизнь балетных, ежедневно чисто физически преодолевающих возможности собственных тел. В этом смысле особенно хочется отметить Аллу Сигалову — в такой картине главную роль должна играть актриса, не понаслышке знакомая с предметом. Достоверность Сигаловой действительно не только в собственно игре (пока довольно экономной), но в каждом движении.

Этот желанный многими замысел можно было в два счета угробить анемичностью постановки, и тут продюсеры (во главе с Бондарчуком) попали в десятку. «Балет» — долгожданный второй режиссерский проект автора «Хэппи-энда» Евгения Сангаджиева, и бывшему актеру «Гоголь-центра» этот материал подходит идеально. Сангаджиев обладает редким для современного российского режиссера сочетанием резкости, жесткости и чувственности (за секс на экране пока остроумно отвечает Апексимова). Мизансцены разведены филигранно, лица персонажей такие яркие, что в них не путаешься. «Балет» удивительным образом не дает ни заскучать, ни запутаться и в то же время успевает за две первые серии посулить что-то вроде высказывания. О современной русской жизни по многим причинам сложно говорить, так что станцевать о ней кажется действительно отличным решением.

Легально сериал доступен на Wink.

Фото: Wink