search Поиск
Геннадий Устиян

«Бостонский душитель» больше следит за мимикой Киры Найтли, чем за судьбой заглавного героя

2 мин. на чтение

Дело Бостонского душителя, который убивал женщин, набрасывая им на шею чулки, как и все реально произошедшие истории о серийных убийцах, беспокоит кинематографистов вот уже несколько десятилетий.

Самый громкий фильм о тех событиях был снят еще в 1968-м с Тони Кертисом в роли убийцы Альберта де Сальво. Но свидетельства полиции (и свежего «Бостонского душителя») поставили под сомнение личность преступника, которого к тому же убили в тюрьме в 1973-м. От фильма с таким сюжетом ждешь того же ощущения неопределенности и ужаса, как от другого о похожем деле — «Зодиака» Дэвида Финчера. Но тут у режиссера Мэтта Раскина, кажется, выяснение истины находится не на первом месте.

Плюсы:

— несмотря на свое название, это фильм даже не о самом Бостонском душителе, а о журналистке Лоретте Маклафлин (Кира Найтли), которая в начале только мечтает о серьезном репортерском задании, скучая за сочинением рецензий на тостеры (этот милый сексизм 1960-х: женщина? Пиши про тостеры!). Но в редакции бостонской газеты «Рекорд Американ» очень вовремя появляется ходячий пример эмансипации — коллега Джин Коул (Кэрри Кун), которая под прикрытием работает в доме престарелых, где собирает материал для статьи о жестоком обращении с пациентами, и вскоре Лоретта становится главным экспертом по нашумевшему делу об убийстве тринадцати женщин, одинаково задушенных шелковыми чулками. Показать известное дело с точки зрения расследовавших его журналисток — хороший прием, главное, в него не заиграться, что режиссеру Мэтту Раскину не удалось (об этом — в «Минусах»);

— Кире Найтли всегда шли костюмные роли девушек из других эпох. У нее пластика Лоретты Янг и скулы Кэтрин Хепберн. Найтли всегда приглашают играть в фильмах, где скорее требуется красиво позировать перед камерой, а не показывать результаты долгого обучения актерскому мастерству, за эту одинаковость многие считают ее плохой актрисой. Но эта отличительная особенность Найтли быть собой в каждом фильме отсылает к звездам 1930–1950-х, когда все они были жестко привязаны к амплуа. В любом случае, нравится вам игра Найтли или нет, актриса с ее грацией лани и вечно уставшим от внимания мужчин лицом, что называется, держит кадр. Возможно, как актриса она умеет не так много, но то, что умеет, делает хорошо;

— весь фильм снят через стильный сероватый фильтр, что: а) подчеркивает его ретростилистику и б) имитирует стиль Дэвида Финчера, особенно сериал «Охотник за разумом», и даже, неожиданно, «Воспитанных волками» Ридли Скотта (который выступил тут одним из продюсеров);

— отличные актеры. Помимо Кэрри Кун в роли коллеги главной героини обладатель «Оскара» Крис Купер, играющий главного редактора газеты, и Алессандро Нивола — полицейский, регулярно снабжающий журналисток подробностями расследования.

Минусы:

— перед нами не столько история о серийном убийце, сколько феминистская драма о журналистке, для которой работа важнее сохранения семьи (скандал по меркам 1960-х). Но само по себе дело Бостонского душителя заслуживает большего, чем остаться на полях журналистских историй;

— режиссер Мэтт Раскин не Дэвид Финчер;

— здесь нет ни одной сцены, заставляющей сердце биться сильнее, а ведь это необходимое условие для любого рассказа о маньяке-убийце;

— в какой-то момент «Бостонский душитель» (премьера в США — 17 марта, у нас фильм можно посмотреть онлайн у пиратов) принимает популярную версию, что убийц на самом деле было несколько и что второму (или третьему) убийце было выгодно выдать свои преступления за совершенные Бостонским душителем. К сожалению, эта линия остается без дальнейшей разработки, а ведь фильм о мужчине, который решил разделаться с женщиной и повесить убийство на маньяка, плодотворная почва для картины поинтереснее этой.

Фото: Hulu

Подписаться: