Ярослав Забалуев

Для хоррора «Чепелуэйт» по Стивену Кингу слишком нетороплив и стерилен

2 мин. на чтение

Стивену Кингу 21 сентября исполнится 74 года, и вот уже долгие годы он ждет, чтобы его, почти полвека работающего в жанре литературы ужасов, признали наконец великим американским писателем.

Несмотря на то что Кинг этого статуса заслуживает как мало кто из современников, инерция культурных институций, считающих хоррор низовым жанром, по-прежнему крайне сильна. Однако мало кто из писателей вообще может похвастаться тем, что на восьмом десятке вновь стал по-настоящему модным. В это по-прежнему сложно поверить, но «Чепелуэйт» — третья за год многосерийная экранизация прозы Кинга, выполненная на высоком, во всяком случае, техническом уровне.

В основе рассказа «Чепелуэйт» лежит небольшая вещь «Иерусалимов удел», которая приходится приквелом ставшему уже классическим роману «Салемов удел». В детстве капитан Чарльз Бун (Эдриан Броуди) получил от обезумевшего отца по лицу лопатой и чуть не был похоронен заживо. Этот день стал для психопата последним, а самому Чарльзу дал понять, что от родового гнезда лучше держаться как можно дальше. Бун стал капитаном, обзавелся женой и тремя детьми, которые по палубе ходят ловчее, чем по суше. Однажды супруга Чарльза умерла, и он решил вернуться в родной городок Причерз-Корнер, штат Мэн, чтобы проверить, не рассеялась ли тьма, витавшая над его родом. По прибытии выяснилось, что Чарльз и его потомство могут чувствовать себя в доме совершенно свободно — родственники скоропостижно скончались.

Бун развивает кипучую деятельность, предлагает прогрессивные бизнес-идеи, пытаясь наладить в городе строительство морских судов. Местные жители навстречу идут с большой неохотой — бесноватых Бунов здесь ненавидят уже несколько поколений. Чарльз эти чувства прекрасно понимает, поскольку по ночам слышит, как в стенах скребутся крысы, а днем периодически галлюцинирует о том, что по его венам ползают черви. Тем временем Причерз-Корнер захватывает странная болезнь, вследствие которой среди прочего у одной из жительниц рождается ребенок без глаз.

Рассказ Кинга занимал всего-то пару десятков страниц, так что создатели «Чепелуэйта» братья Филарди подошли к адаптации творчески, расширив художественное пространство при помощи новых персонажей. К ним относятся, например, дети Чарльза Буна и навязавшаяся к ним в няньки начинающая писательница (Эмили Хэмпшир). Претерпел некоторые изменения и сюжет, в оригинале изложенный в форме писем и дневниковых записей. Такой подход отлично иллюстрирует тот факт, что Кинг прежде всего творец миров, обживаться в которых довольно легко, и делать это можно очень по-разному.

В данном случае авторы выбрали формат «тлеющего» хоррора, который к четвертой серии (после которой сериал уходит на почти месячный перерыв) даже не начал разгоняться. Аккуратная, но стерильная готическая атмосфера пока что лишь мерцает, не сгущаясь ни во что конкретное. Жутковатых эпизодов не хватает, чтобы пересилить скуку, хотя придуманы они и недурно — в одном Броуди пытается отрезать себе нос. Вполне вероятно, что мучения первых серий будут как-то компенсированы во второй половине сериала, но чтобы оценить масштаб замысла, лучше дождаться окончания показа, чтобы посмотреть на все это залпом. Пока же рекомендовать «Чепелуэйт» можно разве что самым преданным поклонникам Эдриана Броуди — артист снимается слишком редко, чтобы пренебрегать такой возможностью.

Фото: Epix (I)

Легально сериал можно посмотреть в «Амедиатеке».

Подписаться: