Ярослав Забалуев

«Душегубы» о деле «витебского душителя» трезво смотрят на жизнь в СССР

2 мин. на чтение

Летом 1984 года в Витебск присылают старшего следователя Прокуратуры БССР Леонида Ипатьева (Сергей Марин), который должен расследовать убийство милиционера, пустившегося в погоню за грабителями.

Следствие продвигается ни шатко ни валко, однако Ипатьев узнает, что примерно в это же самое время в витебском лесу нашли изнасилованную и задушенную женщину. Быстро выясняется, что это не первый такой случай, а у душителя довольно характерный почерк. Однако следователь местной прокуратуры Михаил Шахнович (Александр Самойленко) с исключительным упорством смотрит на происходящее сквозь пальцы. По факту каждого убийства найден виновный, все посажены, один даже расстрелян, образцовая статистика обеспечена. Ипатьев и для статистики, и для Шахновича лично представляет очевидную проблему, с которой Михаил Кузьмич пытается разобраться сперва миром, а потом уже и легко выходя за отведенные законом пределы. Убийства женщин тем временем продолжаются.

Дело «витебского душителя» Геннадия Михасевича по громкости расследования было сравнимо с поимкой Андрея Чикатило, однако сегодня оказалось несколько подзабыто. Пыль с архивных папок сдули канал НТВ и «Амедиатека», обеспечившая показ «Душегубов» в интернете, где сериал стремительно стал хитом. «Чикатило» Сарика Андреасяна, «Хороший человек» Константина Богомолова и «Душегубы» имеют в основе истории маньяков, но на самом деле плохо собираются в какую-то систему. В первом случае речь идет скорее о довольно старомодной попытке напугать давно минувшими делами, во втором — об исследовании природы зла. «Душегубы» же на протяжении десятка серий упорно сопротивляются выведению какой-то одной мысли, предлагая целый ворох, как это, в общем, часто и бывает с историями из жизни.

Благодарить за это стоит, видимо, в первую очередь сценаристов Юлию Шунто и Алексея Сашина, которые не просто скрупулезно изучили архивы следствия, но и придумали увлекательный (что в нашем кино по-прежнему редкость) способ переноса тех событий на экран. Уже на уровне названия здесь обещана некоторая многофигурность драматургии, которую отечественные сериалы обычно переносят с трудом. С одной стороны, «Душегубы» — это подопечные следователей, параллельно с маньяком им доведется поймать еще кое-кого. С другой — конечно, сами правоохранители, давно предпочитающие собственные интересы служению закону. Эта линия здесь очевидно одна из главных, поскольку именно ей посвящен центральный конфликт по-джеймс-бондовски невозмутимого супермена Ипатьева и негодяя Шахновича. Последний благодаря великолепной работе артиста Самойленко ближе к финалу уже приобретает черты почти что героя нуара — потерявший все коррумпированный следователь вообще довольно перспективная фигура в этом жанре.

Еще один важный акцент здесь — перекличка с «Охотником за разумом» Дэвида Финчера. Ипатьев среди прочего консультируется с психиатром, сетующим, что в стране из последних сил отказываются признавать существование серийных убийц. В СССР секса, как известно, не было, а значит, не мог появиться и сексуальный маньяк, который столько лет оставался безнаказанным не из-за хитроумия, а только лишь по попустительству властей. В этом выведении порочности системы через ее демонстративную непорочность — та непривычная доля остроумия, которая и привлекает в «Душегубах». И, к счастью, в частностях сериал столь же хорош, как и на уровне идеи. Усы, гитары, дефицитные шарфики, трансляция фестиваля в Сан-Ремо — здесь достаточно примет времени, способных вызвать ностальгию у тех, кто застал Союз. И достаточно (в отличие от многих российских ретросериалов) трезвости взгляда, чтобы отбить всякое желание туда возвращаться.

Легально сериал можно посмотреть в «Амедиатеке».

Фото: АМЕДИА

Подписаться: