«Знаете, как аргентинец кончает с собой? Забирается на вершину своего эго и прыгает вниз», — весело сообщает кардинал Хорхе Марио Бергольо (Джонатан Прайс) папе римскому Бенедикту XVI (Энтони Хопкинс). Аргентинец — это, соответственно, сам Бергольо, который прибыл в Ватикан, чтобы просить у папы отставки.
Консервативная политика Ватикана давным-давно встала кардиналу поперек горла, а потому он решил, что лучше станет обычным приходским священником, получив возможность уделять больше времени любимым танго и футболу. Бенедикт в свою очередь видит своей целью удержать популярного подчиненного. Итог их встречи будет неожиданным для обоих, но отлично известен зрителю: Бергольо станет папой Франциском, а Бенедикт уйдет в отставку.
Причудливы в этой истории не только повороты сюжета, но и виражи биографии режиссера «Двух пап», бразильца Фернанду Мейреллиша. Самый большой успех в его карьере был связан с фильмом «Город Бога», в котором рассказывалось о лютой жизни бразильских уголовников. Теперь, спустя 17 лет и три полнометражных фильма, Мейреллиш получил возможность снять еще один фильм про жизнь в городе Бога (то есть в Ватикане), а заодно и заработать несколько премий — у фильма уже четыре номинации на «Золотой глобус».
И это тот редкий случай, когда фильм, с одной стороны, будто бы специально сконструирован под сезон наград, а с другой — практически этим не раздражает. Понятно, что академикам совершенно никак не пройти мимо более или менее биографической картины сразу про двух понтификов, которых еще и играют заслуженные ветераны сцены. В то же время вместо чудовищной жвачки про гуманистические ценности и тяжесть папской судьбы здесь довольно быстро начинается кино в духе пережившего недавно второй сезон сериала «Метод Комински». Лучшие сцены «Двух пап», разумеется, те, в которых не происходит ничего, кроме снятого почти репортажной камерой диалога Прайса и Хопкинса.
Смотреть на это можно предсказуемо бесконечно: вот они в туалете обсуждают ABBA, вот Хопкинс косится на Прайсовы ботинки («не по форме»). Вот они, наконец, слегка выпив, располагаются перед телевизором, чтобы обсудить слуховой аппарат для диалогов с Всевышним и посмотреть «Комиссара Рекса». Есть здесь и уже опробованные в «Молодом папе» прогулки по саду, и эффектные сцены в Сикстинской капелле, которую построили на легендарной студии «Чинечитта». Если бы картина ограничивалась всем вышеописанным, то мы имели бы дело с пенсионерской версией прошлогодней «Зеленой книги», обаянию которой большинство зрителей все же сдалось, невзирая на некоторое, мягко говоря, неправдоподобие.
Вероятно, именно чтобы избежать обвинений во вранье, авторы картины и вставили в середину флешбек из тревожной аргентинской юности будущего папы Франциска. Примерно на полчаса Прайс и Хопкинс практически исчезают с экрана, а их место занимают неизвестные латиноамериканские артисты, разыгрывающие столкновения священника с захватившими власть военными. Причем этот эпизод, по всей вероятности, маскирует другой недочет картины — про педофильские скандалы с участием священников, участившиеся во время владычества Бенедикта, здесь говорят лишь вскользь и как-то невнятно.
Остается лишь порадоваться, что «Два папы» вышли на Netflix — скучный кусок в любой момент можно пропустить. Однако послевкусие у фильма все равно выходит неоднозначное — если сезон наград все же принесет картине урожай, скандалов будет, вероятно, не избежать. Впрочем, вряд ли все эти факторы стоят того, чтобы лишать себя возможности посмотреть, как Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс танцуют танго или смотрят футбол.
Фото: Netflix