«Дюна. Часть 2»: долгая дорога к нестыдной, но однообразной космоопере
К счастью, Дени Вильнев из тех немногих голливудских режиссеров, которые умеют снимать коммерчески успешное кино, при этом насколько возможно оригинальное, если можно считать оригинальным экранизацию книги полувековой давности. Если кто-то и может (помимо, конечно, Кристофера Нолана) взяться в наше время за «Дюну», написанную Фрэнком Гербертом в 1965-м, и совсем ее не испортить, так это он.
В свое время, 40 лет назад, «Дюна» рассорила режиссера Дэвида Линча с продюсером Дино Де Лаурентисом, и великий Алехандро Ходоровский так и не снял свою версию после многочисленных попыток. Так что можно сказать: если «Дюна» Вильнева не единственная экранизация, то как минимум единственная коммерчески успешная — первая часть, вышедшая в 2021-м, в разгар ковида, собрала в прокате достаточно, чтобы появился второй фильм (будет еще и третий, по книге Герберта «Мессия Дюны»). Фильм вышел в прокат США 1 марта, в России его можно посмотреть онлайн у пиратов.
Плюсы:
— пообещав снять не столько самостоятельный сиквел, сколько именно продолжение истории из первой части, Вильнев начинает ее ровно там, где закончил в прошлый раз: после убийства герцога Атрейдеса (Оскар Айзек) его вдова Джессика (Ребекка Фергюсон) и сын Пол (Тимоти Шаламе) скрываются в пустыне на планете Арракис, коренное население которой, фримены, в свою очередь прячутся от имперских оккупантов, добывающих на их землях психотропное вещество спайс. Фримены во главе с предводителем Стилгаром (Хавьер Бардем) все больше видят в Поле своего спасителя-мессию, но у влюбленной в него Чени (Зендея) есть сомнения, и они не напрасны;
— конечно, «Дюна» — история «белого спасителя», колониалиста, который должен возмужать, спасти «несчастных аборигенов» и заодно отомстить за смерть отца. Но Пол Атрейдес в версии Вильнева гораздо менее положительный персонаж, чем, например, у Дэвида Линча. То есть перед нами не очередной романический герой, ведущий за руку счастливую благодарную спасенную красотку к закату (хотя в фильме в сторону красивого пустынного заката стремятся удалиться многие — наверное, это издевка Вильнева, но очень уж этот закат хорош). Выбор Пола заключается не в том, чтобы спасать фрименов (а заодно и себя) или не спасать. Его выбор заключается в том, чтобы поступить справедливо и благородно или эгоистично и разумно — второй вариант гораздо практичнее, хотя отвратителен с точки зрения морали. Полу нужно или сломать систему полностью, или найти в ней свое место, когда для этого подворачивается удобный случай, в том числе благодаря помощи фрименов и Чени, которая небезосновательно ждет от любимого подвоха;
— в том, что нас ждет невозможно красиво снятый фильм, мы знали еще в 2021-м — в конце концов первая «Дюна» получила шесть «Оскаров» в технических номинациях, включая за лучшую работу художника-постановщика и операторскую работу. Во второй части бескрайнее море песка все так же уходит за горизонт под палящим солнцем, а небесно-голубые глаза фрименов идеально сочетаются с черной «бедуинской» одеждой — все фрименское сопротивление можно хоть сейчас выводить на подиум;
— практически все роли «со словами» достались звездам первой величины, от Шарлотты Рэмплинг (предсказательница Императора) до Остина Батлера в роли психопата-убийцы Фейд-Рауты, назначенного губернатором Арракиса. Если собрать весь кастинг вечером после съемок, это будет самая престижная киновечеринка с участием звезд трех поколений. Во втором фильме также робко пока появляются новые героини — дочь Императора Ирулан (Флоренс Пью) и леди Марго Фенринг (Лея Сейду) — агент женской организации «Бене Гессерит». Несмотря на пару броских сцен, в общем обеим актрисам в этом фильме делать нечего. Ждем третью часть.
Минусы:
— 2 часа 46 минут — слишком долгий хронометраж и для отдельного фильма, не говоря уже о трети экранизации. В 1984-м Дэвид Линч умудрился уложить в меньшее количество времени столько же событий, сколько у Вильнева — в пять часов;
— обидно, что даже этот временной размах не дал Вильневу сделать своих многочисленных злодеев — Императора (Кристофер Уокен), барона Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард), его племянников Раббана (Дэйв Баутиста) и Фейд-Рауту более сложными — максимум, на что они способны, это в ярости заколоть статиста без слов на заднем плане. Это очень примитивный киноспособ показать жестокость персонажа. Все-таки мы знаем, что Вильнев способен на большее;
— Герберт с его инопланетными фантазиями про песчаных червей писал свои книги из серии «Дюна» в разгар психоделической революции. Только если снятая Линчем версия 1984 года может напомнить плохой ЛСД-трип, то фильмы Вильнева скорее можно сравнить со ступором, в который впадают от несильной марихуаны — настолько кино кажется медитативным, однообразным и необязательным;
— Голливуд хорош в умении создавать сложные красивые миры, но чувствует себя как на зыбучем песке, когда внутри этих миров нужно сделать что-то осмысленное, проговорить идею. В данном случае путешествие, физическое или духовное, Пола Атрейдеса совсем не отражается на лице Тимоти Шаламе. Оно выражает то же детское равнодушие что в начале фильма, что в конце. У Шаламе очень киногеничная внешность, но эта конкретная роль подразумевает некое развитие персонажа, которое Вильнев то ли не захотел выбить из своей главной звезды, то ли не смог;
— вопрос масштаба важен и в самом фильме, и в его производстве. По сюжету амбициозные запросы Пола перерастают простые практичные желания Чени. Та же проблема у Вильнева: несмотря на эпический замах показать целый космический мир, при просмотре «Дюны» кажется, что действие происходит на большой, но все же обычной дюне.
Фото: Warner Bros. Pictures