, 2 мин. на чтение

Джулиан Шнабель показывает «Ван Гога» иисусоподобным мучеником XX века

Ван Гог — самый популярный у кинематографистов художник, в разные эпохи его играли Кирк Дуглас и Тим Рот. Свой фильм о великом постимпрессионисте теперь снял Джулиан Шнабель — сам по себе не менее любопытная фигура, единственный перешедший из мира искусства в кино автор, который постоянно и успешно работает именно как режиссер.

Шнабель дебютировал в режиссуре больше двух десятилетий назад фильмом о другом гении-самородке Баския, которого знал лично. Теперь, после еще трех полнометражных фильмов, Шнабель дорос до Ван Гога и сам решил высказаться на тему художника, который верит в свой дар вопреки мнению окружающего мира (и оказался прав, но уже не дожил до этого).

Поводом для создания фильма для Шнабеля явно служит одна находка, обнаруженная всего три года назад. Это бухгалтерская книга, которую хозяйка привокзального кафе в Арле мадам Жину (Эммануэль Сенье) отдала Ван Гогу (Уиллем Дефо) незаполненной, а он ее вернул полной своих работ, таким образом расплатившись за ее терпение и выпивку.

Эта бухгалтерская книга важна для понимания фильма. Фигура Ван Гога как художника-революционера, пошедшего против традиции и выбравшего жизнь отшельника, восхищавшегося природой и простой жизнью, стала олицетворением «настоящего» художника, который независим от мнения как обывателей, так и арт-профессионалов и истеблишмента своего времени. «Художник должен быть нищим» — это как раз про Ван Гога, который, если бы не брат-галерист Тео (Руперт Френд), ничего бы не заработал на своем искусстве.

Но Шнабель видит своего героя еще шире — почти как христианского мученика, принесшего комфорт в жертву своему таланту и решившего показать мир людям таким, как его видит сам. Ван Гог говорит, что его миссия состоит в том, чтобы искать свет — при желании этот свет можно воспринимать не только как солнечное освещение пейзажа. На эту интерпретацию фильма указывает и выбор актера Уиллема Дефо, который в 63 года играет умершего в 37 Ван Гога — он в первую очередь знаменит своей ролью в «Последнем искушении Христа».

В остальном «Ван Гог. На пороге вечности» (в кинотеатрах с 7 февраля) ничем не отличается от десятков байопиков художников на закате жизни. Если бы не эпизод с бухгалтерской книгой, вообще было бы непонятно, зачем снимать еще одну биографию Ван Гога, жизнь которого хорошо известна. Акценты с обожествлением человеческого таланта приподнимают это кино над десятками подобных, а смотреть на Дефо, который гуляет по лугам юга Франции с другом Гогеном (Оскар Айзек) и ругает импрессионистов за конформизм, всегда приятно.

Фото: Вольга