search Поиск
Геннадий Устиян

Этот «Корсаж» дает наконец императрице Сиси возможность свободно дышать

3 мин. на чтение

«Никто не любит никого. Каждый любит кого-то за то, кем тот пытается быть», — в какой-то момент, с горечью глядя в окно после очередной реплики придворных о своей внешности, произносит главная героиня «Корсажа» императрица Елизавета Австрийская, больше известная по короткому имени Сиси (потрясающе бесстрашная работа актрисы Вики Крипс).

Для австрийского режиссера Мари Кретцер, которая давно интересуется влиянием патриархата на женскую психику (например, в предыдущем фильме 2019 года «Земля под моими ногами»), хорошо изученная жизнь австрийской императрицы стала поводом предречь конец монархии как политического института и вообще ценностей XIX века, в том числе в том, что касается прав женщин. Сиси с ее обостренным желанием свободы тут видится фигурой, опередившей свое время — она даже позирует перед кинокамерой и колет себе прописанный врачом героин (хотя и кино, и героин появились позже 1877–1878 годов, когда происходит действие — в этом смысле «Корсаж» не следует биографии Елизаветы буквально, особенно в том, что касается обстоятельств ее смерти).

Показывать знаменитых женщин как заложниц жестких законов и ритуалов своего времени сейчас модно. Принцесса Диана из байопика «Спенсер» и Мэрилин Монро в «Блондинке» тоже пытаются вырваться из порочного круга искаженного восприятия окружающими их публичного образа или ожиданий, неизбежно сопровождающих их нахождение на пьедестале. Хотя многое из биографии Сиси остается за кадром — ее замужество в 16-летнем возрасте с двоюродным братом Францем Иосифом I, например, или смерть старшей дочери Софии, или жестокое противостояние со свекровью, регулировавшей расписание невестки вплоть до минуты, — мы на протяжении всего фильма видим мятущуюся одинокую женщину, которая не может себе позволить выдохнуть даже в легком адюльтере или просто совершить какую-то шалость из страха вызвать осуждение сына Рудольфа и дочери Валерии, более консервативных, чем собственная мать (в какой-то момент Рудольф упрекает Сиси: «Перестань вести себя как ребенок»). Интересно, что в основном отношения Сиси с мужем были хорошими, если не считать его измен (которые в те времена оправдывались возрастом жены, молодостью любовниц и положением правителя страны) и ее попыток бунтовать. В венценосных семьях отношения между супругами часто были гораздо хуже — отец Елизаветы, Максимилиан Иосиф Баварский, вообще никогда ею не интересовался и жил отдельной жизнью.

«Корсаж» (в кинотеатрах с 20 октября) посвящен всего одному году из жизни Сиси — как раз когда ей исполнилось 40. По меркам конца XIX века это почти старуха, которой все меньше интересуются вечно занятый государственными делами муж и подросшие дети. К этому моменту Елизавета была императрицей уже больше 20 лет, и давно стало ясно, что она тяготится своим положением и проводит в Вене не больше двух месяцев в году. Интересно, что Сиси вела здоровый образ жизни за век до всеобщего на нем помешательства: каждый день делала зарядку, подолгу каталась верхом, фехтовала и сидела на строгой диете, но так и непонятно, делала она все это, потому что любила и заботилась о своем здоровье, или же по этикету ей было необходимо влезть в чертов корсет — этот символ вечного самоограничения, который может свести с ума любую женщину?

Сиси еще за сто лет до принцессы Дианы часто навещала больных в клиниках, особенно для умалишенных, где она всегда останавливалась перед запертой в клетке и связанной буйной помешанной — эта лобовая метафора несвободы слишком хороша, чтобы не использовать ее в разговоре о судьбе самой Елизаветы (интересно, что в кино Сиси больше всего известна последние 70 лет по слащавой романтической трилогии с участием молодой Роми Шнайдер, которая еще через 20 лет снова сыграла ее в «Людвиге» Лукино Висконти). С другой стороны, а что ей было еще делать? Многие историки считают, что будь Франц Иосиф умнее, он бы больше слушал жену и использовал ее для политических целей, учитывая ее популярность у народов, населявших его империю. Но все тут являются заложниками традиций, и вот 40-летняя Сиси не может найти себя. Заняться государственными делами ей не дают, а красиво стоять и демонстрировать результат затягивания в корсаж уже невыносимо. Неудивительно, что женщины начала XX века отказались от корсажа. Елизавета, таким образом, чуть не дожила до смерти своего мучителя и оказалась одной из последних его жертв. И не только его.

Фото: Russian World Vision

Подписаться: