Ярослав Забалуев

Этот «Люпен» ворует не потому, что бандит, а просто мстит колонизаторам за папу

2 мин. на чтение

Арсен Люпен, знаменитый джентльмен-грабитель, появился на свет, когда месть была блюдом, которое следует подавать прежде всего изящно.

Литературным отцом виртуоза перевоплощений и гениального афериста стал писатель Морис Леблан. Причем уже для него, писавшего в начале ХХ века, романы о Люпене стали актом ностальгии — по прошлому веку, когда мир еще не совсем слетел с катушек. И нет ничего удивительного в том, что Люпен почти сразу после выхода первых книг стал популярным киногероем — первый фильм о нем вышел в 1910-м. Вор с безупречными манерами стал любимцем не только читателей леблановской бульварщины, но и более широкой публики. С Люпена, наконец, началась в 1979 году карьера Хаяо Миядзаки, правда, там речь шла об экранизации манги о внуке Арсена под названием «Люпен III».

Нынешний хит Netflix, уже побивший рекорды «Хода королевы» и «Бриджертонов», тоже предлагает видоизмененный вариант классических приключений, в связи с чем даже носит подзаголовок «В тени Арсена». В этой самой тени расположился Ассан Диоп (Омар Си) — сын сенегальского эмигранта, на свою голову устроившегося в дом французского олигарха Юбера Пелегрини (Эрве Пьер). Вскоре хозяин обвинил папу Ассана в краже хранившегося в доме колье Марии-Антуанетты, а в тюрьме тот и вовсе повесился — под грузом вины, как гласит официальная версия. Незадолго до трагедии Ассан получил от отца в подарок книжку Мориса Леблана про Арсена Люпена и с тех пор строил свою жизнь, опираясь на опыт литературного кумира. Итогом стало превращение скромного черного юноши в грабителя экстра-класса — первая серия посвящена краже с аукциона, проходящего в Лувре. Однако главной целью Ассана по-прежнему остается восстановление честного имени отца.

Несмотря на популярность, Арсен Люпен все-таки не Шерлок Холмс (хоть они и встречались за время «жизни в искусстве»), так что рассчитывать на чистую радость узнавания авторам сериала не приходилось. Вместо этого «Люпен» моментально цепляет особым типом беспечности, свойственным исключительно французскому авантюрному кино. Это какой-то неуловимый дух ранних фильмов Люка Бессона, где герои совершали абсолютно все действия без видимых усилий и даже погибать зачастую умудрялись с кривой усмешкой. В «Люпене» тоже есть что-то такое: герой передвигается будто бы скользя и танцуя, легко меняет личины, не боится ни бога, ни черта и всегда имеет запасной план на случай провала. Единственная его ахиллесова пята — женщины (прежде всего школьная любовь в исполнении Людивин Санье, но есть и еще кое-кто), однако это тоже вполне вписывается в бессоновский романтический канон. Виновник такого сходства — автор «Иллюзии обмана» и постановщик первых серий «Люпена» Луи Летерье — самый последовательный ученик Бессона, вышедший из его компании Europa Corp.

На этом безупречно заданном с первых кадров внутреннем ритме и держится неотразимое обаяние «Люпена». Остальное — дело техники, ловкость рук. Омар Си — замечательный актер и готовый конкурент Идриса Эльбы, а в данном случае еще и ходячий символ эпохи, когда до постколониального реванша рукой подать. Он не просто берет свое там, где видит свое, а обирает богатых по праву рождения. Это обстоятельство даже немного крадет у леблановского Люпена свойственную ему амбивалентность (хоть и благородный, но все же бандит). С другой стороны, такие уж ныне времена, да и грех жаловаться — уж больно эти пять серий (второй половины сезона придется подождать) лихо сделаны. И кто знает, может быть, успех «Люпена» проложит дорогу другим легендарным французским героям, Фантомасу например.

Фото: Netflix

Подписаться: