Фашизм, снобизм и беспечность: чем сейчас любопытны «Возмутительные» о Британии 1930-х
Несмотря на все красноречие нобелевского лауреата в области литературы Уинстона Черчилля, в том, что касается фильмов о Второй мировой войне, Великобритании за последние десятилетия предъявить особенно нечего. Самый яркий фильм на эту тему — «Дюнкерк» Кристофера Нолана, но и он берет скорее смелостью подхода, чем масштабом событий. Тем не менее англичане придумали собственный жанр уютной камерной драмы на фоне исторических событий. Самый яркий пример здесь, разумеется, «Корона» — семейная история в самом великосветском смысле. Более человечный вариант — «Аббатство Даунтон», более лихо закрученный — «Острые козырьки». Антагонистом в финальном сезоне «Козырьков» стал Освальд Мосли — важная фигура для построения британской киномифологии о драме ХХ века.
Усач, харизматик, основатель Британского союза фашистов Мосли прожил долгую жизнь и умудрялся оставаться на плаву даже после окончания войны. Он открыто подвергал сомнению результаты Нюрнбергского процесса, а Холокост, разумеется, отрицал. Верной соратницей Мосли на протяжении четырех с лишним десятилетий была его вторая жена Диана, урожденная Митфорд. Про Освальда в 1998-м сняли персональный сериал, а Диана впервые вышла на первый план лишь сейчас — в шоу BritBox «Возмутительные».
Диана (Джоанна Вандерхам) — одна из шести дочерей лорда Дэвида Фримена-Митфорда (Джеймс Пьюрфой) и леди Синди Боулз (Анна Ченселор). Родители желают детям всего самого лучшего и трудятся на их благо изо всех сил, но за всеми не уследишь, тем более что у сестер есть еще и брат Томас (Тоби Регбо). Что же до девочек, то все они с юности тянутся в разные стороны. Нэнси (Бесси Картер) четыре года ждет предложения от жениха Хэмиша (Джеймс Масгрейв) и пробует себя в литературе (по этому праву она выступает в сериале рассказчицей). Памела (Изобель Джеспер Джонс) и Дебора (Орла Хилл) ищут мужей среди аристократов. Ну а Джессика (Зои Броу) и Юнити (Шеннон Уотсон) мечтают о революции и увлекаются коммунизмом и фашизмом соответственно. За окном середина 1930-х, так что эти увлечения приятно будоражат настоящей опасностью. Наконец, Диана уходит от респектабельного мужа к Мосли и вместе с Юнити формирует внутри добропорядочного семейства фашистскую ячейку.
Ехидные интонации, с которыми Нэнси рассказывает о жизни и судьбе своих домочадцев, призваны усыпить зрительскую бдительность. В истории сестер Митфорд уместилось множество авантюр, но далеко не все из них заканчивались хорошо, а иные и вовсе обернулись трагедией. Впрочем, почти все они до поры остаются за кадром. Несмотря на то что сериал основан на исчерпывающей биографии сестер за авторством Мэри С. Лавелл («Девочки Митфорд»), его действие заканчивается в преддверии главных драм.
Шоураннер Сара Уильямс придумала сравнительно изящное формальное решение, оправдывающее такую экономию фактуры, но многие зрители наверняка почувствуют себя обманутыми. Чтобы избежать этого, «Возмутительных» стоит смотреть как чисто английское престижное телевидение, патентованный микс из беспечности, иронии и снобизма, на сей раз приправленный зловещей тенью накрывающего Европу фашизма. При таком отношении здесь есть от чего получить удовольствие. Актеры собраны в живой ансамбль, который при этом еще и чисто внешне вполне похож на прототипов. Если у Сары Уильямс все получится, то нас наверняка ждет долгое путешествие, ведь Диана и Дебора Митфорд не дожили до наших дней совсем немного.
Фото: BritBox