search Поиск
Геннадий Устиян

Гламур ушел, кино осталось: пять моментов, доказывающих, что «Оскар» по-прежнему важен

3 мин. на чтение

Да, в этом году было не до «Оскара». Треть американцев сказали в специальном опросе, что даже не слышали ни одного названия из номинированных фильмов, которые все вместе собрали в мировом кинопрокате меньше 40 млн долларов.

Телеаудитория трансляции церемонии падает с каждым годом все больше, а уж сейчас, со всеми предосторожностями насчет коронавируса (прибывшим звездам предписали снимать маски только во время позирования перед камерами), звездная дорожка была скромной, не той, как в прошлые годы, когда еще неделю обсуждали наряды.

«Оскар» сжался, но как никогда напомнил, почему был придуман в первую очередь — чтобы чествовать (и таким образом пропагандировать) лучшие достижения в американском и — меньше, конечно — мировом кино за прошедший год. Это был год, часть которого кинотеатры не работали и вообще оказалось, что очень легко подорвать целую индустрию, существующую больше ста лет, чем успешно занимались Netflix, HBO Max, Hulu, Disney+ и другие стриминговые сервисы, на которых кинопремьеры появлялись одновременно с кинотеатрами или даже раньше.

Но «Оскар» показал, что все эти игры касаются лишь доставки «контента», а не его качества. Пока не было блокбастеров, которые могут выжить только при наличии мирового рынка, скромные независимые фильмы, из которых и состояло большинство номинаций, прорвались на сцену, которую раньше делили с международной голливудской индустрией развлечений.

И, несмотря на отсутствие ведущего, который раньше отвечал на «Оскаре» за шутки, на нынешней церемонии произошло многое, что достойно как минимум упоминания.

Получая «Оскар» за роль второго плана в «Иуде и черном мессии», лидер нового чернокожего кино Дэниел Калуя благодарил в первую очередь не агентов и продюсеров, благодаря которым оказался на этой сцене, а свою мать, воспитавшую в бедности четверых детей. «Спасибо, что мои родители занимались сексом», — сказал Калуя под смех зала к ужасу матери, которая сидела перед ним.

Корейская актриса Юн Ё Чжон, получая «Оскар» за роль второго плана в «Минари» и завидев Брэда Питта, воскликнула: «Мистер Брэд Питт, наконец-то», — воплотив таким образом мечту всех женщин планеты Земля. Юмор ситуации еще заключался в том, что Питт — один из исполнительных продюсеров «Минари», так что он одновременно участвовал в пиаре своей картины. «Я совсем не видела вас на съемках», — «сдала» его Юн Ё Чжон под смех зала, но ее можно было простить — она первая в истории кино кореянка, получившая «Оскар» за актерскую работу, ей теперь можно все.

«Оскары» за лучший фильм года и режиссуру были присвоены без сюрпризов — «Земля кочевников» Хлои Чжао была фаворитом гонки еще с осени, когда получила «Золотого льва», главную награду Венецианского кинофестиваля. Чжао побила рекорд — она стала не только второй женщиной-режиссером в истории кино, получившей «Оскар», но и первой женщиной-режиссером нетитульной расы. По поводу исполнительницы главной роли и одного из продюсеров фильма Фрэнсис Макдорманд были сомнения — готовы ли академики вручить ей третий «Оскар», поставив таким образом в один ряд с Мерил Стрип, Джеком Николсоном и Дэниелом Дэй-Льюисом. Но Макдорманд настолько легко время от времени выдает первоклассную работу в выдающихся картинах, что заслужила это. Макдорманд также побила рекорд, став первой актрисой, получившей и продюсерский «Оскар» за фильм, за который получила и актерский. «Земля кочевников» получилась в хорошем смысле женским кино, а не девичьим или дамским.

Самый большой сюрприз ждал зрителей в финале, когда «Оскар» за лучшую мужскую роль, который большинство аналитиков уже отдали посмертно Чадвику Бозману за «Ма Рейни: Мать блюза», получил отсутствовавший на церемонии Энтони Хопкинс за «Отца». Британский актер, получивший первый «Оскар» три десятилетия назад за «Молчание ягнят», сыграл одну из лучших ролей в своей карьере, но когда Бозману стали присуждать все предшествующие «Оскару» награды, стало понятно, что может повториться история с Хитом Леджером, получившим после своей смерти награду за роль Джокера в «Темном рыцаре» 2008 года. На самом деле, если оставить эмоции в стороне, логика киноакадемиков понятна — роль Бозмана больше подходит для номинации второго плана, чем для главной, в то время как Хопкинс в «Отце» присутствует почти в каждом кадре и играет превосходно.

Но самым неожиданным и смешным моментом мы обязаны Гленн Клоуз. Номинированная в восьмой раз на протяжении четырех десятилетий в голливудском кино актриса, не получив в очередной раз давно заслуженный «Оскар», внезапно станцевала под песню «Da Butt» к восторгу соседей по залу. Так старый Голливуд показывает, что, несмотря ни на что, шоу должно продолжаться, а проигрывать нужно танцуя.

Фото: Matt Petit/A.M.P.A.S. via Getty Images, Chris Pizzello-Pool/Getty Images, twitter.com/TheAcademy

Подписаться: