Геннадий Устиян

Главная мысль «Верного друга» в том, что люди непознаваемы, непредсказуемы и вообще ужасны

2 мин. на чтение

На вопрос, почему покончивший с собой бывший учитель и любовник Уолтер (Билл Мюррей) завещал своего датского дога именно ей, писательница Айрис (Наоми Уоттс) получает ответ от его очередной жены: «Потому что ты живешь одна, у тебя нет детей и полно времени», то есть не самую лестную характеристику, которую хочется услышать от окружающих. «Верный друг» (в кинотеатрах с 15 мая) — драма о человеческих отношениях, которая маскируется под историю о собаке, которая в свою очередь нелестно высказывается все-таки о людях.

Плюсы:

— «Верный друг» поставлен режиссерами и сценаристами Скоттом Макджихи и Дэвидом Сигелом по вышедшей в 2018-м одноименной книге Ингрид Нуньес — нью-йоркской интеллектуалки до мозга костей, которая также написала «Комнату по соседству», литературную основу последнего фильма Педро Альмодовара. Героини Нуньес — одинокие женщины среднего возраста, в основном работницы умственного труда со сложной внутренней жизнью. Вечные сомнения и рефлексия не дают Айрис заниматься любимым делом и писать — авторский тупик и интеллигентские самокопания (а возможно, и просто отсутствие таланта — нас почти не посвящают в подробности тем и стиля, в котором работает героиня) заставляют сомневаться в себе, поэтому писательница зарабатывает преподаванием — в основном оно состоит в том, что она и ее ученицы свысока напоминают единственному студенту-мужчине, какое он ничтожество. Самоубийство бывшего профессионального кумира Уолтера, с которым у Айрис когда-то был еще и короткий романчик, еще больше отвлекает ее от работы — у нью-йоркских интеллектуалок, которые подолгу и красиво гуляют по Гринвич-Виллидж в длинном пальто, шляпе и мужских туфлях, принято долго скорбеть и вопрошать себя, что же для них значил покойный, конечно же, не идеальный, потому что был мужчиной. Во вселенной Нуньес только женщинам позволено иметь насыщенную внутреннюю жизнь, мужчинам положено ненадолго появляться, чтобы нагадить и перейти к следующей жертве;

— лучшее, что есть в фильме, конечно, сам верный друг из названия — датский дог Аполлон (его играет собака по имени Бинг с серьезными актерскими способностями). Аполлон не так много делает на экране — неторопливо, с достоинством ходит по кадру слева направо и наоборот и выразительно смотрит на новую хозяйку, но его присутствие как будто дисциплинирует все окружающее пространство и заставляет работать на него. Кажется, что после этого фильма догов заведут себе все любительницы корги и сиба-ину (на светофоре к Айрис подходит прохожая, показывает на дога и спрашивает: «Любишь большие размеры?»).

Минусы:

— когда Айрис гуляет по Нью-Йорку, к месту и не к месту цитируя Беккета, «Верный друг» покрывается липким слоем напыщенной претенциозности. Этот недуг поражает писательниц среднего таланта, которые на вопрос, как идет работа над новой книгой, отвечают, что у них творческий кризис. Это единственная черта, которая мешает зрителям полюбить Айрис — в остальном она очень приятный человек. Возможно, единственный приятный в этой картине;

— «Верный друг» очень хочет казаться духовным, нравственным фильмом о том, как собака может стать катализатором в отношениях двух людей, пусть даже один из них уже умер. Но попутно картина (иногда даже невольно) показывает нам, насколько неприятны люди — все эти эгоистичные бывшие жены Уолтера, которым интересно только то, насколько они были важны в его жизни (хотя какая уже разница?), придурковатый издатель, гости на вечеринке соседки, произносящие оскорбления под видом комплиментов, и хозяева дома, пытающиеся выселить Айрис из-за собаки. На этом контрасте, конечно, тихо тоскующий по хозяину Аполлон смотрится героем, которому хочется сочувствовать. Это фильм о том, сколько красоты и достоинства в одном совершенном собачьем теле, кормить и обслуживать которое должны эти суетливые и мелкие людишки.

Фото: «Вольга»

Подписаться: