Когда в 1996-м Уэс Крэйвен снял первый «Крик», это была бомба — фильм ужасов для людей, которые насмехаются над фильмами ужасов, постмодернистская игра с цитатами и жонглирование клише, бедная Дрю Бэрримор, заколотая на лужайке перед домом и тут же возродившая свою карьеру.
«Крик» на протяжении нескольких дальнейших лет доказывал, что фильмы ужасов могут быть и умными, и остроумными, и страшными, и сексуальными, и даже смешными, что уже немало.
Конечно, этот идеальный баланс не мог длиться долго — уже в 2000-м, когда вышел «Крик 3», стало понятно, что метауровни имеют пределы — актеров, играющих в фильме о событиях «Крика», убивают точно так же, как их прототипов — так реальность бунтовала против попыток нажиться на настоящем людском горе. К четвертой части (2011) франшиза окончательно себя исчерпала, но в прошлом году студия Paramount решила дать «Крику» еще один шанс, правильно поставила на новое поколение поклонников фильмов ужасов и собрала в мировом прокате почти 140 млн долларов.
Такие деньги не валяются на дороге даже в Голливуде, так что мы обречены смотреть, как очередной убийца, нацепивший на себя маску «Призрачное лицо», звонит жертвам и задает один и тот же вопрос: «Какой твой любимый фильм ужасов?», видимо, не догадываясь, как это уже скучно слышать в шестой раз. И все же есть надежда на чудо — на то, что, как и когда-то, «Крик» предложит увлекательный прием, за которым будет интересно следить.
Плюсы:
— первое же убийство преподавательницы Лоры Крейн (звучит как Мэрион Крэйн — жертва Нормана Бэйтса в «Психо» Хичкока) в переулке у бара обещает, что, возможно, «Крик» перешел на новый уровень и действие будет происходить среди интеллектуальной элиты Нью-Йорка. Позже выяснится, что бедная Лора (ее сыграла Самара Уивинг, которая при всем уважении не тянет на новую Дрю Бэрримор) была убита из-за поставленной ею тройки;
— из предыдущего «Крика» (который вышел без цифры и считается даже не сиквелом, а риквелом — помесью сиквела с ребутом) в новый перешли четверо выживших героев во главе со сводными сестрами Тарой (Дженна Ортега) и Самантой (Мелисса Баррера) и, конечно, репортер Гейл Уизерс в исполнении Кортни Кокс. После главной роли в «Уэнсдэй» Ортега стала звездой первой величины, «темной королевой» поколения, так что легко затмевает собой и экранную сестру, и остальных героев. Старые лица разбавлены новыми, которым уготована участь проходных жертв (или убийц);
— как это уже было в предыдущих частях, герои тащат за собой груз семейных травм. Саманта — дочь убийцы из первого «Крика» Билли Лумиса, и новые негодяи хотят ее подставить, повесив убийства на нее;
— действие происходит в Нью-Йорке, так что стиль пригородного хоррора с его беготней по лужайкам перед большими домами резко сменился той же беготней по коридорам тесных городских квартир. Кроме того, Нью-Йорк как место действия позволил режиссерам Мэтту Беттинелли-Ольпину и Тайлеру Джиллетту поставить самую эффектную сцену нападения в фильме — в тесном и темном нью-йоркском метро. Хоть в этом есть какая-то новизна;
— из четвертой части вернулась одна из жертв, героиня Хэйден Панеттьер. Теперь ей 30 лет, она агент ФБР и твердо намерена свести счеты с «Призрачным лицом», пусть и другим.
Минусы:
— главной героини всей кинофраншизы Сидни Прескотт нет на экране, так как актриса Нив Кэмпбелл, честно отработавшая свою роль жертвы номер один на протяжении более четверти века, возмутилась предложенным гонораром и отказалась возвращаться в шестую часть. Судя по прокатным сборам, это означает, что когда-нибудь она все же вернется в качестве приглашенной звезды за уже очень пристойные деньги. Вместо одной Сидни мы получили сразу двух героинь-сестер, но количество совсем не переходит в качество;
— некоторые из заколотых героев, получив несколько ударов ножом в живот, через несколько часов встают и начинают бегать по Нью-Йорку как ни в чем не бывало. Эта живучесть резко снижает ставки зрительской вовлеченности — если никто здесь почти не умирает по-настоящему, какой смысл за всех этих людей переживать — все равно мы знаем, что они понадобятся для «Крика 7»;
— с каждым фильмом «Крик» все больше погружается в собственное прошлое и мифологию, отчего становится душно и есть ощущение, что смотришь на странный феномен инбридинга, только в кино;
— перед нами перепевы уже виденного. Когда становится известна личность убийц, теряешь к происходящему на экране весь интерес, а они все продолжают умирать, воскресать и выяснять отношения. Как говорит героиня Панеттьер, «я уже видела это в одном ужастике». Это точно.
Фото: Paramount Pictures