Геннадий Устиян

«Главный герой» видит себя новым «Шоу Трумана» или «Матрицей», но остается обычным ромкомом

3 мин. на чтение

Режиссер Шон Леви снимал и романтические комедии («Молодожены»), и драматический сайенс-фикшн («Живая сталь») — логично, что он оказался идеальной кандидатурой для съемок фильма о проходном персонаже в видеоигре, вдруг прозревающем после встречи с симпатичной девушкой, пойти на свидание с которой у него еще недавно не было ни одного шанса. Тут и ромком, и перенос сочиненной реальности в обычную, вообще масса вариаций для развития в любую сторону.

У главного героя «Главного героя» нет даже имени. Райан Рейнольдс играет парня по имени Парень. Каждое утро Парень встает, приветствует золотую рыбку в аквариуме, завтракает хлопьями и по дороге на работу (конечно, работает он в банке, что может быть скучнее?) покупает один и тот же кофе (сливки, два сахара). На работе он дружит с охранником, которого так и зовут — Бадди (Лил Рел Хоуэри), и каждый день они регулярно и привычно ложатся с руками за головой на пол банка во время ограбления. Дело в том, что в городе Фри-Сити, где живут Парень с Бадди, есть и другие люди — крутые герои, которые отличаются от некрутых тем, что носят темные очки, грабят, убивают и уводят чужих красивых жен.

Идея рассказать историю NPC (non-playing characters) — второстепенных персонажей, служащих в видеоиграх мишенями и жертвами, но в лучшем случае — прохожими на заднем фоне для придания убедительности придуманного мира — хороша. Хватит уже экранизировать скучные компьютерные игры и делать из них плохие фильмы. Зачем, когда можно перевернуть правила игры и сделать фильм о наборе пикселей, который даже не является аватаром? Так Голливуд в 1960-х устал от красивых недоступных звезд и сделал звездами характерных персонажей, которых играли Барбра Стрейзанд, Джек Николсон и Деннис Хоппер, не отличавшиеся классической красотой.

«Главный герой» явно замахивается на уровень дискуссии, когда-то заданный «Шоу Трумана», «Плезантвиллем» и «Матрицей». Что происходит, когда человек осознает, что окружающий его мир нереален и что он живет в искусственных декорациях, заканчивающихся в случае с «Главным героем» там, где об искусственный пляж разбиваются искусственные волны? Такие прозрения в кино очень популярны — сюжеты о «маленьком» человеке, который в один прекрасный день решил задуматься о своей никчемной жизни и в итоге ее изменил так, что получил на свою задницу невероятные приключения, снимали всегда. Кино на протяжении больше ста лет вообще провоцировало в зрителях чувство неполноценности, показывая им жизнь гораздо лучше их собственной. Теперь этот сюжет обновлен до реалий XXI века, когда виртуальная жизнь для многих важнее обычной. Парень — новый Бакстер, герой Джека Леммона из «Квартиры», «маленький» служащий, которого меняет любовь.

Что нам хочет сказать нового «Главный герой»? Да ничего. Мысль о том, что любовь меняет жизнь, банальна до тошноты. Парень задумался о своей никчемности, когда заговорил на улице с девушкой своей мечты (Джоди Комер из сериала «Убивая Еву»). В игре Free City ее зовут Molotov Girl, в жизни она разработчица Милли, у которой хозяин корпорации видеоигр Антуан (Тайка Вайтити) украл код. Милли ищет в игре доказательства воровства и встречает Парня. У него нет шансов. Molotov Girl — девушка 195-го уровня, он — 001-й. Но любовь стимулирует, и вот Парень становится «Парнем в голубой рубашке», новым героем игры.

Авторы «Главного героя» пытаются задать один хороший вопрос: что говорит этика в случае, если вдруг искусственный интеллект незапланированно превосходит свои задачи (на миллионы вариантов ведь такое может теоретически случиться). Если вдруг пиксели обретают сознание? Можно ли их удалить, как обычные старые пиксели, или это настоящее убийство? Впрочем, эта тема проговорена вскользь — «Главный герой» заканчивается самым сахарно-романтическим финалом из всех возможных. Таким образом «Главный герой» (в кинотеатрах с 12 августа) предает своего главного героя, который бросает вызов сложившейся системе, где ему отведена роль бездушного винтика. Фильм хочет быть искренним и представить себя обновленной версией «Бойцовского клуба», где «маленький» человек тоже начинает претендовать на нечто большее, но в итоге остается корпоративным продуктом, только чуть «острее» остальных. Это не революция, а попытка дворцового переворота или, если продолжать ассоциации с продуктами, новый вегетарианский бургер с надписью на упаковке «Этот бургер сохранил жизнь одной корове», но оставшийся все той же котлетой с хлебом.

Фото: Дисней Студиос

Подписаться: