Имя Евы Грин в титрах фильма всегда означает, что вас ждет не легкая романтическая комедия. После дебюта больше двадцати лет назад в «Мечтателях» Бертолуччи, сделавших ее звездой в одночасье, дочь французской кинозвезды Марлен Жобер переиграла столько ведьм и роковых женщин (и впереди — роль Миледи в очередной экранизации «Трех мушкетеров»), что каждый раз ждешь от нее на экране какой-нибудь пакости в хорошем смысле.
Руку героини Грин, дизайнера детской одежды Кристин, регулярно сводят судороги, спит она в кислородной маске (что, понятное дело, ставит крест на сексуальной жизни с мужем), и время от времени она видит яркие жуткие галлюцинации, словно кто-то проник в ее мозг и там крутит фильмы ужасов, так что дочь Роберта (для своих — Бобс) начинает стыдиться мамы. Мы видим, что в самом начале фильма клещ, слетевший с собаки-зомби (из кошмара-галлюцинации или наяву?), кусает Кристин в шею, и, как типичная представительница здравого, верящего только в науку западного мира, она лечится таблетками, которые, понятное дело, в таких случаях бессильны.
В один очередной хлопотный день Кристин открывает дверь и видит там филиппинскую домработницу Дайану (Чай Фонасье), которая говорит, что вот явилась помогать по хозяйству. Кристин не помнит, что звонила в агентство, но в ее состоянии она вообще помнит не все, поэтому грешит на здоровье и впускает Дайану. Надо сказать, что живет семья из трех человек в большом трехэтажном доме из красного кирпича, который явно великоват для троих, но даже в этих хоромах Кристин не сразу находит комнату для прислуги. Меж тем Дайана начинает завоевывать сердца новых работодателей — готовит филиппинское блюдо хумба, после которого к ней теплеет даже подозревающий неладное муж Феликс (Марк Стронг), забирает из школы Бобс (Билли Гэдсдон) и вылечивает руку Кристин в том числе с помощью щекотки. Кажется, перед нами трогательная драма о единении двух миров — развитого и развивающегося, Западной Европы и Филиппин, женщин и вообще хороших людей. Кристин поймет, какую целебную силу несет в себе народная восточная медицина, и обретет мудрость, которой ей так не хватало в суматошной западной жизни. Но когда выясняется, что у Дайаны когда-то была дочь, становится понятно, что нас вряд ли ждет хеппи-энд.
Последовательный критик абсурдности и бесчеловечности западной цивилизации Лоркан Финнеган («Вивариум», «Лисы») снял еще один беспросветный фильм о том, как неправильно устроено капиталистическое общество, и Ева Грин, всегда готовая к жестким трансформациям на экране, явно разделяет его идеи. С вечно красными от ночных кошмаров и беспокойства глазами и как будто с болезненно перекошенным красным ртом, ее Кристин — типичная невротичная жительница Западной Европы, которая обязательно должна преуспеть и дома, и на работе, однако не замечает главного — что и там, и там все давно вырвалось из-под контроля и требует полного переосмысления. Но изначально неправильно выбранная установка не дает ей передышки. К этой мысли примешивается модная сейчас тенденция обвинять привилегированный Запад во всех бедах развивающихся стран. На проходящем сейчас в Египте климатическом саммите COP27 лидеры африканских государств уже называют помощь Запада в борьбе с глобальным потеплением новой колонизацией. «Дурной глаз» (в кинотеатрах с 17 ноября) явно разделяет эту позицию и твердо заявляет, что «клещ — это мы». Согласиться с этим или нет — зависит от того, по какую вы сторону баррикад.
Фото: Arna Media