search Поиск
Геннадий Устиян

«Хэллоуин заканчивается» как пьяный гость, который прощается, но никак не уйдет

3 мин. на чтение

Хоррор принято считать несерьезным, низким, дешевым жанром, но существующая уже 44 года эпопея «Хэллоуин», не отказываясь от своих кровавых истоков, считается авторитетным комментарием современной жизни.

Первый «Хэллоуин», снятый Джоном Карпентером в 1978 году, породил много подражателей, а последние три фильма с 2018-го по 2022-й рассматриваются как отражение общественного раскола с приходом к власти Дональда Трампа, насилия в школах и вообще «одноэтажной» Америке, захвата Капитолия в прошлом году, не говоря уже о вечном анализе кинотенденции террора по отношению к женщинам в эпоху феминизма. Название обещает, что этот, 13-й по счету, «Хэллоуин» (в мировом прокате с 14 октября) стал последним, но на самом деле это означает лишь финал последней трилогии, снятой при участии компании Blumhouse, у которой заканчиваются права на экранизацию. Так что Майкл Майерс, которого и раньше убивали много раз, что совершенно не мешало ему продолжать резать людей, нас, скорее всего, не покинет.

Плюсы:

— Джейми Ли Кертис, снявшаяся в семи «Хэллоуинах» из тринадцати (и это именно те, которые можно смотреть), за почти полвека смогла пережить уникальный для любого актера опыт — сыграть одну и ту же героиню Лори Строд с 19 до 63 лет и показать трансформацию жертвы-девственницы в бабушку, научившуюся давать своему вечному обидчику отпор. В каком-то смысле эпопея «Хэллоуин» — это сказка для взрослых (поэтому фильмы ужасов и любят в первую очередь подростки — так они, даже не осознавая этого, открывают для себя жестокость взрослого мира). И если «Хэллоуин» — это сказка о Красной Шапочке и страшном сером волке, то «Хэллоуин заканчивается» — сказка о бабушке и страшном сером волке, только бабушка совсем не настроена умирать;

— хорроры были основой для киноманского наваждения давно, что было обыграно Кевином Уильямсоном в постмодернистских «Криках» в 1990-х. В самом начале нового «Хэллоуина» ребенок, оставшийся с сиделкой в канун Дня всех святых, говорит ему: «Майкл Майерс не убивает детей, только сиделок», и авторы фильма заботятся о том, чтобы опровергнуть это клише;

— если в предыдущих двух фильмах Лори Строд махнула на себя рукой и выглядела безумной старухой (показывая таким образом, до чего может довести затянувшаяся юношеская травма), то в новом она блондинка, обустроила себе кабинет и пишет мемуары с моралью вроде «сначала ужас приходит снаружи, а потом — изнутри», то есть решила заработать на своем прошлом — совсем как играющая ее Джейми Ли Кертис. В общем, перед нами практичная бабуля, бодро смотрящая в будущее, а не изломанная трагедиями развалина, что очень идет фильму на пользу;

— оказывается, и в XXI веке есть люди, которых удивляет, что от просмотра фильма ужасов можно получать удовольствие. Психологи давно высмеяли эту дремучесть. Хорроры гораздо лучше, чем комедии или мелодрамы, позволяют пережить при просмотре чувства, к которым у людей обычно нет доступа в реальности. Это чувство сопереживания людям в самые пограничные моменты их жизни, когда цивилизационные ограничения сняты и речь идет о чистом выживании. Мы так любим смотреть на бегущую от убийцы Лори Строд, потому что это чистое, не испорченное ничем наносным желание просто жить. А когда Майкл Майерс убивает интриганку, подсидевшую положительную героиню, переспав с их боссом, хоррор делает другую терапевтическую работу — наказывает негодяев, чтобы мы это увидели и не испытали искушения наказать плохих людей в реальности. Спасибо за это, «Хэллоуин» и остальные. Причем в случае с хоррорами не так важно, хороший это фильм или нет. Если он хороший — тем больше получаем удовольствия, если плохой — мы получаем удовольствие в том числе от собственного снисхождения к его плохому качеству.

Минусы:

— сюжет. Авторы сценария решили, что сам старик Майкл Майерс уже наскучил (что правда), и пора предъявить городку Хэддонфилд, штат Иллинойс, и нам нового убийцу, непонятого, несправедливо обвиненного местными жителями. В воспитании убийцы виновато общество, утверждает «Хэллоуин заканчивается», и, в общем, с этим и не поспоришь, если бы процесс превращения в монстра не был показан так топорно. Другими словами, «Хэллоуину» не идет быть «Джокером»;

— когда долго показываешь одно и то же, это неизменно приедается. Так и насилие в новом фильме смотрится настолько оперным, ритуальным и нестрашным, что кажется, будто перед нами не фильм ужасов, а дружеские потасовки в доме престарелых;

— один хоррор-штамп неизменен, сколько бы ни прошло десятилетий. Герой вызывает полицию перед финальным противостоянием, и сколько бы оно ни длилось, хоть несколько минут, хоть полчаса, полиция обязательно приезжает уже после того, как герой сам сделает их работу. Не подвела полиция и на этот раз — она опоздала минут на двадцать.

Фото: Universal Pictures

Подписаться: