, 2 мин. на чтение

Хоррор «Клуб полуночников» о больных детях и призраках вызывает скорее сочувствие, чем страх

Майк Флэнеган, возможно, единственный режиссер, сумевший приспособиться к нормам Netflix. Привычное для сервиса «дешево и сердито» привело к провалу многих, кое-как барахтается разве что знающий толк в трэше и кэмпе Райан Мерфи.

Флэнеган же едва ли не единственный режиссер, которому сотрудничество с Netflix принесло настоящее признание. Именно после «Призраков дома на холме» он стал звездой и едва ли не современным классиком. Каждый следующий проект («Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса») этот статус лишь подтверждают.

Флэнеган с детства влюблен в романы Стивена Кинга (и удостоился похвалы мастера после экранизации «Доктора Сна») и прекрасно, что редкость, понимает методы писателя. Его сериалы основаны на медленном нагнетании напряжения, тщательной драматургии и скрупулезнейшей детализации внутреннего мира персонажей. Иными словами, проекты Флэнегана не растянутое на десяток серий кино, а именно что романы — или даже семейные саги (как в случае с обоими «Призраками»).

Новейший «Клуб полуночников», с одной стороны, продолжает намеченный стилистический курс, а с другой — предлагает нечто новое. Флэнеган вообще хорош тем, что практически не повторяется и на сей раз решил скрестить готический роман, ужасы Кинга — и лучезарное подростковое кино для всей семьи в традиции Джона Хьюза. К его «Клубу «Завтрак» отчасти отсылает не столько даже название сериала, сколько шрифт вступительного титра. Похожа и конструкция (взятая из исходного романа автора бульварных ужастиков Кристофера Пайка).

1994 год. Илонка (Иман Дэвис) прямо на школьном выпускном начинает кашлять кровью и вскоре узнает, что больна раком щитовидной железы. Лечение не дает результатов, но девушка узнает о разместившемся в роскошном особняке хосписе для подростков Брайтклифф. Илонка упрашивает приемного отца (постоянно снимающийся у Флэнегана Роберт Лонгстрит) отправить ее доживать оставшиеся дни туда. Руководит Брайтклиффом милейшая доктор Джорджина Стэнтон (Хэзер Лэнгенкамп начинала в «Кошмаре на улице Вязов»), которая очаровывает и Илонку, и ее отца. Пациентов семеро: не потерявшая наглость и на инвалидном кресле Аня (Рут Кодд), истовая христианка Сандра (Аннара Симон), мажорка с виолончелью Чери (Адия), игроман Амеш (Сауриан Сапкота), страдающая депрессией Натсуки (Ая Фурукава), юный гей Крис (Уильям Крис Самптер) и поклонник Radiohead Кевин (Игби Ригни).

В первую же ночь Илонка обнаруживает, что ее соседка Аня выезжает из комнаты и отправляется в библиотеку, где проходят заседания этого самого Клуба полуночников. Здесь пациенты по очереди рассказывают страшные истории, метафорически отражающие их жизнь, а перед каждым заседанием клянутся, что, умерев, подадут оставшимся знак, что на той стороне что-то есть. Сама же Илонка подробнейшим образом изучает историю Брайтклиффа, обнаруживая, что в прошлом хосписа скрыты тайны, как пугающие, так и обнадеживающие.

Флэнеган использует здесь свою традиционную схему: каждая из историй (разыгранных в формате разностилевых короткометражек теми же актерами) не просто затягивает основной сюжет, но раскрывает характер персонажей. Среди сюжетов есть и нуар, и триллер, а одна из страшилок посвящена возможному сценарию ядерной войны. В то же время подростки здесь влюбляются, напиваются и вообще живут полагающейся им жизнью, коллизии которой уютны как раз как в картинах Джона Хьюза. И тем страшнее становится, когда сюжет ныряет в бездну мистических сект и фирменных флэнегановских призраков с горящими глазами.

Все вместе же выстраивается в повествование скорее пронзительное, чем пугающее. Флэнеган на полную использует наследие писателя Пайка, вставляя в рамку романа сюжеты из многих рассказов — скучно здесь не будет ни на минуту. Слегка расстраивает разве что тот факт, что впервые режиссер и шоураннер позволил себе не поставить в финале точку — заключительный эпизод «Клуба полуночников» вполне прозрачно обещает продолжение. С другой стороны, на вопрос про посмертное существование, наверное, за один сезон и не ответить. Впрочем, продолжения придется подождать: в июле нынешнего года Флэнеган завершил съемки мини-сериала по «Падению дома Ашеров» Эдгара По с Марком Хэмиллом и Карлой Гуджино.

Фото: Netflix