search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

«Худший человек на свете» виртуозно показывает переход от молодости к зрелости

, 3 мин. на чтение
«Худший человек на свете» виртуозно показывает переход от молодости к зрелости

Название «Худший человек на свете» появилось из монолога одного из героев фильма, работника кофейни Айвинда (Герберт Нордрум), чья жена помешалась на осознанном потреблении — когда он нарушал строжайшие правила покупки продуктов или сортировки мусора, чувствовал себя почти преступником.

Последний фильм Йоакима Триера (в кинотеатрах с 24 марта) о метаниях милой девушки Юлии (Ренате Реинсве) высмеивает многие проявления современной общественной повестки, поэтому его сложно уложить в жанровые рамки.

Плюсы:

— «Худший человек на свете» очень легко смотрится. Он поделен на 12 глав, плюс пролог с эпилогом, и Триер держит взятый в начале быстрый темп и поддерживает бодрую интонацию рассказа весь фильм;

— Триер сразу же показывает свою главную героиню с иронией. Юлия поступила в медицинский, потому что туда было сложнее всего попасть, но потеряла интерес и решила стать психологом. На психологическом ей тоже быстро стало скучно, и она решила сделать карьеру фотографа. Все смены курса были связаны у нее с новым парнем — так Триер насмехается над поверхностностью миллениалов с их философией быстрой смены профессий, в которых они не успевают толком начать разбираться. Юлия — героиня, которая сама не знает, кто она такая и чего точно хочет;

— в итоге Юлия переезжает к художнику комиксов Акселю (Андерс Даниэльсен Ли) — он ее старше, умнее и любит все интеллектуализировать, иногда до занудства. Понятно, что желание Юлии жить с парнем постарше объясняется ее травмой после ухода из семьи отца, когда она еще была маленькой. И хоть с тех пор прошло много времени, Юлия подсознательно все еще ищет одобрения консервативного бесчувственного папы;

— по сюжету или формальному описанию это романтическая комедия, но Триер расширяет условности жанра ромкома и выводит фильм на экзистенциальный уровень разговора. Во время знакомства Юлии с Айвиндом (оба не свободны, но пришли одни) на вечеринке они спрашивают друг друга, что можно считать изменой, и проходят по тонкой грани — нюхают подмышки друг друга, идут вместе в туалет, пускают друг другу дым в рот, но до секса так и не доходит. Эти сцены сняты Триером тоже на тонкой грани между невинной игрой и началом серьезного романа — расставшись утром, Юлия и Айвинд радуются, что не поддались искушению, и расходятся, только чтобы обернуться, но не в унисон. Это сцена, достойная лучших любовных драм;

— назвать «Худшего человека в мире» романтической комедией не получается. Да, фильм рассказывает историю романов Юлии с двумя мужчинами. Но темы, поднимаемые Триером, гораздо интереснее жанровых клише. Кажется, его интересует, что именно делает двух чужих людей близкими (недаром Триер, родившийся в Дании норвежец, числит среди своих учителей жившего в соседней Швеции Ингмара Бергмана). Юлия понимает, что влюблена в Акселя, после того, как он ей объясняет, почему они не могут быть вместе (в основном из-за разницы в возрасте — ей 29, ему 44), а с Айвиндом она сходится на свадьбе, куда пришла без приглашения — еще пару часов назад они не были знакомы, а утром готовы бросить все, лишь бы не расставаться;

— роскошно придуманные и снятые сцены с грибным трипом и фантазией Юлии, которая останавливает время, чтобы сбежать от Акселя и провести целый день с Айвиндом;

— «Худший человек на свете» показывает сложную натуру не только худшего человека на свете, но и любого. Юлию иногда угнетает логичная размеренная жизнь взрослого Акселя, который ищет объяснения всему вокруг. Иногда ей хочется эмоций, хаоса, чувств, которые не обязательно анализировать. Айвинд удовлетворяет это ее желание, но со временем она начинает ему мстить за свое безрассудство — в отличие от практичного Акселя лишенный амбиций Айвинд рискует до 50 проработать в кофейне, и Юлия не отказывает себе в удовольствии его этим попрекнуть. Нет в природе совершенства;

— Триеру также удается поговорить о поколенческих различиях миллениалов и джениксеров. Мудрость здесь исходит от Акселя, который вспоминает жизнь до интернета: «Тогда искусство было на физических носителях. Мы их покупали, приносили домой и жили среди них. Сейчас все не так». Сама возможность трогать любимые произведения искусства придавала им большую ценность, о которой мы забыли.

Минусы:

— их нет. Триер снял смешной и одновременно грустный фильм, и этим ему удалось уподобить его жизни.

Фото: Артхаус

Подписаться: