Ярослав Забалуев

Хватит о женщинах. В «Олененке» жертва сексуальных домогательств — мужчина, и это бывает смешно

2 мин. на чтение

Однажды вечером Донни Данн (Ричард Гэдд) пришел в полицию, чтобы заявить о том, что его вот уже полгода преследует Марта (Джессика Ганнинг). В качестве доказательства он предъявил ящик электронной почты, переполненный письмами от Марты в диапазоне от угроз до самых отчаянных сексуальных фантазий.

Слегка сонный дежурный спросил Донни, почему он не пришел раньше, на что потерпевший, подумав, сообщил, что ему было жаль преследовательницу, но теперь чаша терпения переполнена. Впрочем, Данн рассказал полицейскому далеко не все, потому что реальные причины его сложного отношения к сталкерше были крайне запутаны. В принципе, началось все и вовсе до того, как Марта пришла в один из пабов лондонского Кэмдена, а бармен Донни предложил ей чай за счет заведения. Кажется, все началось за пять лет до этого, когда начинающий стендап-комик Донни приехал завоевывать эдинбургский фестиваль искусств Fringe и познакомился с телесценаристом Дэрриеном (Том Гудман-Хилл).

Именно на Fringe в 2019 году состоялась премьера автобиографического спектакля Ричарда Гэдда «Олененок», который был удостоен нескольких наград и пять недель шел на сцене лондонского театра «Буш». Путешествие «Олененка» по лондонским подмосткам было прервано пандемией, однако, судя по всему, именно благодаря ковиду Гэдд получил возможность заняться экранизацией.

Для восприятия «Олененка» действительно существенно, что главный герой не только выжил и остался в трезвом уме, но и снял про описанные события сериал с собой в главной роли. Гэдд сегодня — успешный актер, на счету которого не только несколько комедийных сериалов, но и работа над сценарием «Сексуального просвещения».

Что касается «Олененка», то короткие получасовые эпизоды и стендап-бэкграунд героя обещают комедию — в крайнем случае, в духе «Дряни», которая тоже опиралась на стендап Фиби Уоллер-Бридж. Однако по сравнению с тем, как развиваются события «Олененка», страдания Уоллер-Бридж о погибшей подруге — увеселительная прогулка. Избегая прямых спойлеров, отметим, что Гэдд является активным участником фонда We Are Survivors, созданного для поддержки мужчин, переживших сексуальное насилие. Про это в сериале тоже есть, и задним числом даже удивительно, что на эту тему современное телевидение с его актуальной повесткой высказывается так редко.

Впрочем, сила «Олененка» в том, как он умело избегает любых обобщений. Это прежде всего очень частная история, наполненная яркими индивидуальными деталями и характерными персонажами. Лучший — отец героя Джерри, сыгранный замечательным актером Марком Льюисом Джонсом. Его невозмутимые матерные монологи имеют все шансы разойтись на мемы, а роль в истории гарантировано растрогает каждого зрителя.

Гэдд явно понимает, как набили оскомину сегодня истории про сталкеризм, абьюз и насилие, поэтому сюжет шоу развивается нелинейно. Истинные мотивации героя раскрываются постепенно, причины поступков других персонажей лишь обозначены смутными намеками. За простой фабулой кроется попытка исследования не травмы как таковой, а механизма ее проживания. В какой-то момент Донни начинает не только грезить Мартой, но и систематизировать ее сообщения, пытаясь найти однозначное объяснение случившемуся с ним. Очевидная невозможность выполнения этой задачи создает напряжение, а новые и новые нюансы истории позволяют ей не надоедать на протяжении семи серий.

И, конечно, важнейшим драматургическим инструментом Гэдда становится его комедийный опыт. С каждым эпизодом «Олененок» все меньше и меньше смешит, однако формальные жанровые приемы здесь именно из комедии. Здесь и типажность персонажей, и условность пространства, и парадоксальные монтажные решения. Несмотря на весь пережитый ужас, Гэдд всякий раз находит возможность посмотреть на случившееся с ним с иронией — по-прежнему лучшим инструментом для принятия любых невзгод.

Фото:  Netflix

Подписаться: