Геннадий Устиян

«Источник вечной молодости» закрепляет за Гаем Ричи звание главного кинографомана

3 мин. на чтение

Кому как не Гаю Ричи снимать фильм с названием «Источник вечной молодости» — в свои 56 он выпускает по несколько проектов в год и сейчас работает сразу над шестью фильмами и сериалами, которые выйдут в этом году и следующем. Устраивать премьеру высокобюджетного фильма в тот же уикенд, что и Том Круз с его финальной, восьмой «Миссия невыполнима», было бы опрометчиво с финансовой точки зрения, если бы «Источник вечной молодости» не появился на Apple TV+, миновав кинотеатры — для зрителей, которые все же решили провести вечер дома (в России оба фильма можно посмотреть с 23 мая только онлайн у пиратов). Это было мудрое решение — несмотря на красивейшие места съемок и звезд первой величины, «Источник вечной молодости» не может сравниться, например, с «Шерлоком Холмсом» и другими экшнами Ричи. Но сначала о приятном.

Плюсы:

— сюжет можно назвать «Индианой Джонсом для бедных», но, с другой стороны, Гая Ричи можно понять — его поколение выросло на классической (1980-х) трилогии Спилберга, неудивительно, что хочется если не превзойти учителя (ни у кого не получилось, хотя пытались многие), то признаться ему в любви. Обаятельный авантюрист Люк Пердью (Джон Красински), сын знаменитого археолога Харрисона Пердью (тут Ричи грубо льстит звезде «Индианы Джонса» просто уже на уровне нейминга), возвращается в Лондон из Бангкока, где его преследуют криминальные элементы (включая красотку Эсме в исполнении Эйсы Гонсалес) за кражу картины. Не успев заскочить домой и принять душ, Люк заявляется в музей, где работает куратором его сестра Шарлотта (Натали Портман), как раз сейчас переживающая неприятный развод с мужем-изменником. Люку нужна помощь Шарлотты в одном исключительном деле — миллиардер Оуэн Карвер (Донал Глисон) платит хорошие деньги за помощь в поиске легендарного источника вечной молодости, о котором упоминал еще Геродот и еще куча народу на протяжении истории человечества. Ключ к местонахождению источника состоит из знаков на обратной стороне шести знаменитых картин, написанных среди прочих Караваджо и Веласкесом. Люк ни много ни мало украл почти все, кроме одной — Рембрандта, которая давно затонула вместе с кораблем «Лузитания» и до сих пор лежит на дне Ирландского моря. Перевозил картину очередной представитель рода Вандербильтов, большой поклонник Рембрандта (и, что смешно, сценарий фильма написан его потомком Джеймсом Вандербильтом, для которого, получается, это кино что-то вроде работы над собственным генеалогическим древом, кстати, довольно хорошо изученным). Так «Индиана Джонс» превращается в винегрет с добавками из «Аферы Томаса Крауна» и «Кода да Винчи» — настолько наглый, что даже хочется досмотреть и убедиться, что Ричи из такой мешанины выберется с честью. В какой-то момент исторические изыскания приводят к Библии, изданной в 1631 году с намеренной (или нет?) ошибкой: из-за выпавшего слова «нет» стоит читать не «не прелюбодействуй», а «прелюбодействуй». Да, все-таки «Код да Винчи» в этом салате пытается забить соседей;

— фильм построен на семейных противоположностях. Люк — мошенник и вор, хоть и со сверхидеей (все-таки не каждый день предлагают найти способ жить вечно), Шарлотта — книжный червь, оплакивающая свою разбившуюся мечту о скучной жизни в счастливом браке. Продолжать иметь дело друг с другом таких разных людей заставляют только родственные узы, которые просто так в окно не выбросишь, и время от времени появляющаяся нужда — например, миллиардер Карвер предлагает Шарлотте решить вопрос с опекой над единственным сыном, 11-летним музыкальным гением Томасом (его знания, кстати, тоже пригодятся в самый ответственный момент). Это фильм о противопоставлении насыщенной, но опасной жизни и благополучной, но скучной (компромисс между ними не был найден еще ни в одном фильме);

— такой географии съемок — Бангкок, Лондон, Вена и Каир — позавидовал бы и Джеймс Бонд;

— Эйса Гонсалес, как всегда, очень красива, Натали Портман явно упивается своей ролью зануды, жаль только, что Стенли Туччи в роли теневого злодея появляется всего на полминуты. Актеры, как всегда у Ричи, на высшем уровне, другое дело, что режиссер им достался нетребовательный.

Минусы:

— Джон Красински — прекрасный актер, но до Харрисона Форда, раз уж предлагают сравнивать, ему далеко;

— Ричи — крайне неровный режиссер. Когда он погружен в материал, получаются фильмы, в которых чувствуются мысль, смысл, чувство юмора и темпа и профессионализм. «Источник вечной молодости» смотрится так, будто Ричи снял его в отпуске между завтраком и походом на пляж;

— в общем, учитывая все более возрастающую к финалу роль сына Шарлотты, этот фильм снят Ричи для него — для 11-летнего мальчика, который должен вырасти не с «Индианой Джонсом» (или не только с ним), а с «Источником вечной молодости». Другое дело, что уже к 20 годам Томасу станет стыдно за то, что он в детстве настолько не разбирался в искусстве.

Фото: Apple TV+

Подписаться: