Ярослав Забалуев

К счастью, «Доктор Лиза» получилась не парадным кинопортретом или экранизацией «Википедии»

2 мин. на чтение

Есть фильмы, от которых скулы сводит уже на этапе названия. В заглавии «Доктор Лиза» как-то сразу содержится ненужное панибратство, неприятное ощущение, что вежливый и участливый незнакомец уже взял тебя за пуговицу и настойчиво тащит черт знает куда.

Для тех же, кто сразу считывает прозвище погибшей четыре года назад основательницы фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, ситуация еще хуже — лицо само собой кривится уже вполне ощутимо. Надо же все-таки иметь совесть, нельзя же спекулировать на имени современной святой, разбившейся на самолете, летевшем в Сирию (как вариант — прославлять пособницу режима). Однако человеческая психика устроена таким образом, что все равно интересно взглянуть на то, что получилось — вдруг все-таки чудо? Волшебства, пожалуй, могло бы быть здесь и побольше (а когда его, с другой стороны, бывало достаточно?), однако получилось у режиссера Оксаны Карас значительно лучше любых ожиданий. Сценарий фильма готовился несколько лет, и в результате «Доктор Лиза» уже на этапе завязки избавлена от большей части подводных камней, с которыми было бы никак не взлететь.

Прежде всего вместо попыток впихнуть в полнометражный фильм всю жизнь Глинки авторы ограничились подробнейшим рассказом об одном дне из ее жизни. Дне довольно отдаленном (действие разворачивается в 2012 году), но знаменательном — тридцатой годовщине брака. Впрочем, проводит Лиза (Чулпан Хаматова) эти сутки примерно так же, как обычно: похороны, попытка пристроить потерявшего память (да и в принципе потерявшегося) старика и отчаянный поиск морфина для умирающей маленькой Евы. Вокруг последнего обстоятельства здесь и закручивается основная интрига. Дело в том, что Глинка уже давно стоит поперек горла руководству еще не упраздненной в те годы ФСКН, так что оно посылает разобраться с не в меру резвой врачихой майора Колесова (Андрей Бурковский). Энергично и сурово взявшись за дело, он быстро и с удивлением обнаруживает, что совершенно не представлял себе ни поле, ни масштаб деятельности доктора Лизы.

Российское кино все дальше отходит от заскорузлых имперских традиций парадного кинопортрета — унылого байопика, плетущегося через основные жизненные вехи героя. Эти приемы, к счастью, остались где-то во временах фильма «Адмиралъ». Авторы сейчас все чаще выдумывают сюжеты, остро проявляющие характеры, а не экранизируют «Википедию». Есть, к сожалению, и другие новейшие традиции, как, скажем, образ «добродетельного мента», кочующий из фильма в фильм после выхода на экран фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Понятно, что он нужен для некоторого контраста с центральным героем, не переживающим толком никаких особенных трансформаций, но все-таки подобных персонажей хотелось бы оставить для каких-нибудь специальных фильмов к Дню милиции.

В остальном же «Доктор Лиза» производит на удивление благоприятное впечатление. В нашем кино редко бывает такая Москва — странная, необъяснимая, будто бы расползающаяся из-под ног азиатская столица, страшная и завораживающая. Кроме того, нечасто удается на «социально значимом» материале сделать действительно увлекательное кино. «Доктор Лиза» (в кинотеатрах с 22 октября) — это прежде всего авантюрная история, разыгранная блестящими актерами (помимо Хаматовой и Бурковского в фильме снялись Константин Хабенский, Алексей Агранович, Елена Коренева и Тимофей Трибунцев). И тем ценнее, что происходящее на экране в кои-то веки имеет к жизни города и страны самое прямое, хоть и не слишком приятное отношение.

Фото: Белые ночи

Подписаться: