Трогательная записка «Поздравляю, с любовью, Билл» скрывает подарок — табличку с надписью «Главный ублюдок», которую Чи-Юн (Сандра О) предлагается поставить на рабочий стол.
Размышляя над происходящим, она садится за этот самый стол в кресло, которое моментально ломается. Так начинается первый рабочий день Чи-Юн в статусе завкафедрой английской литературы престижного университета в Пемброке, Северная Каролина. Расчет назначившего ее ректора (Дэвид Морс) понятен: первая женщина на таком посту — да еще и азиатка — должна привлечь инвесторов, которые стали забывать про Пемброк.
Самой Чи-Юн это не сулит ничего хорошего: ей предстоит не только работать лицом, но и уволить кого-то из трех пожилых преподавателей. А заодно как-то устроить на кафедру новую суперзвезду академической филологии — чернокожую Ясмин Маккей (Нана Менса), которая прививает любовь к «Моби Дику», предлагая студентам сочинить хип-хоп-номер по мотивам великого романа. Наконец, главной головной болью для новой заведующей становится старый друг Билл Добсон (Джей Дюпласс), который и оставил на рабочем столе упомянутый выше подарок. Недавно овдовевший бородач, во-первых, со значением смотрит на Чи-Юн, а во-вторых, вызывает праведный гнев молодежи, в шутку вскинув руку в нацистском приветствии посреди лекции о модернизме.
«Кафедру» рекламируют как первую работу Дэвида Бениофа и Дэниела Вайса после «Игры престолов», сделанную в рамках баснословного контракта с Netflix. Бениоф и Вайс здесь, однако, пока что разминаются в качестве продюсеров, а главную партию играют женщины — супруга Бениофа и звезда нулевых актриса Аманда Пит (для нее «Кафедра» — сценарный дебют) и профессор Энни Уайман, также впервые решившая попробовать силы в кино. Работу продюсеров тут не стоит недооценивать: остроумие Пит и знание Уайман материала нужно было облечь в какую-то драматургическую структуру, способную удерживать внимание на протяжении шести получасовых серий.
Формально сюжетным двигателем здесь служит коллизия с попытками «отменить» Билла за довольно невинную шутку (герой и сам это подчеркивает, исполняя в какой-то момент «Весну для Гитлера» из «Продюсеров» Мела Брукса). Другим крючком для тех, кто ищет на экране отражение социальных язв, служат несколько сильных женских персонажей и постоянный периферийный разговор о правах чернокожих и азиатов.
По всем этим направлениям «Кафедра» не говорит толком ничего не только нового, но и, пожалуй, внятного. И есть в этом пижонская неряшливость: авторы заманивают зрителя актуальными темами, а на деле предлагают тихую и интеллигентную (сообразно месту действия) трагикомедию в духе Уэса Андерсона или Ноа Баумбаха. Обаяние «Кафедры» складывается из бойких диалогов, химии между главными героями, точных деталей, остроумно подобранного саундтрека (в какой-то момент внезапно звучат The Smiths). Для тех, кому мало — в какой-то момент в кадр на пять минут в роли себя входит Дэвид Духовны, которого успевают назвать вечным агентом Скалли. Ну и отдельное спасибо Бениофу и Вайсу хочется сказать за то, что в финале «Кафедры» поставлена пусть и не слишком окончательная, но все же точка, которая сообщает сериалу дополнительное ретрообаяние. В принципе, это кино из тех времен, когда авторы были менее жадными и частенько позволяли себе на финальных титрах оставить своих героев в покое.
Фото: Netflix