Как не «Родные»: в комедии команды «Горько!» жизни примерно столько же, сколько в авторской песне
Сюжетная завязка «Родных» — известие о скорой смерти отца семейства (Сергей Бурунов), проживающего в частном доме где-то неподалеку от Архангельска.
За общим завтраком в беседке герой показывает насаженным на вилку пельменем себе в область мозга и объявляет, что у него там опухоль. За небольшой остаток жизни он намерен реализовать свою мечту — выступить на Грушинском фестивале авторской песни, поэтому верные домочадцы (жена, дочь, сын, еще один сын с женой) грузятся вместе с ним в автомобиль и устремляются на юг.
Сценарий «Родных» написан тем же тандемом Алексей Казаков — Жора Крыжовников, что и народные комедии «Горько!», «Горько! 2» и «Самый лучший день». Секрет их привлекательности не в особенном качестве юмора, а в колоритных типажах и динамичных мизансценах: в этом котле, где намешано множество дебилов, все время что-то кипит и булькает. «Родные» же, снятые режиссером Ильей Аксеновым, больше похожи на засахарившееся варенье из костяники (такое варит живущий под Саратовом отец героя, сыгранный Сергеем Шакуровым). «Горько!» — многофигурное полотно, в котором можно рассматривать и первый план, и дальний, а в самом глухом углу кадра может обнаружиться прикольная деталь или чья-то кривляющаяся физиономия. «Родные» сделаны скучно и неизобретательно чисто в визуальном плане: кадр строится так, что если в нем пять членов семьи, то трое, оказавшиеся на втором плане, просто расплываются, и никаких живых реакций на их лицах мы не видим, хотя актеры могли бы попытаться спасти среднего остроумия диалоги.
К тому же «Родные» (в кинотеатрах с 11 февраля) лишены такого выигрышного приема, как ручная камера (если не считать минимальных попыток героя вести видеоблог), придающая любой ерунде динамизм и непредсказуемость. Например, показ голого зада в самом начале «Горько! 2» играет новыми красками, когда на него можно резко наехать, а потом стыдливо отвернуться. В «Родных» даже таких незамысловатых развлечений нет, хотя задница, надо отдать ей должное, появляется через полчаса после начала, когда в машине на штаны водителю проливают горячий кофе. Это вторая шутка в фильме, а в качестве первой можно засчитать реакцию одного из сыновей на печальную весть об отцовской болезни: «Надо выяснить, какие он кредиты брал и что с гаражом!» Впрочем, на этом циничный черный юмор кончается.
Учитывая певческие амбиции героя и его дочки (ее играет певица Монеточка), можно было ожидать, что авторы «Родных» сделают ставку на музыкальную составляющую, как в караоке-комедии «Самый лучший день», где в действие встроены шалманные шлягеры, которые миллионы россиян знают наизусть иногда даже помимо своей воли. В «Родных» тоже задействована одна из таких всепроникающих песен — «Белые розы», которую отец героя исполняет в респектабельной манере советской эстрады. Эта же композиция использована в качестве маркетингового хода: вдогонку премьере «Родных» выпущен клип на песню «Белые розы», снятый Жорой Крыжовниковым. В этой стилизации под 1980-е и Монеточка играет разные роли (а не просто переминается с ноги на ногу в пестрых бохо-лохмотьях, как в фильме), и Сергей Бурунов в образе бомжа танцует с полицейским кордебалетом, чтобы потом обернуться прекрасным принцем в белом костюме. Вот где настоящая драматургическая арка, которой не хватает «Родным», лишенным яркого стиля, но напичканным пафосом и действительно похожим на авторскую песню, давно уже ставшую синонимом чего-то безнадежно банального и вызывающего скорее рефлекторные мышечные реакции вроде дружного раскачивания туда-сюда («как здорово, что все мы здесь… »), чем искренние эмоции.
Фото: СППР