Геннадий Устиян

«Каскадеры» не шутят: комедийный экшн с Райаном Гослингом — самый перехваленный фильм в этом году

3 мин. на чтение

О «Каскадерах» говорили с восторженным предвкушением давно — как минимум за несколько месяцев, когда главные звезды фильма Райан Гослинг и Эмили Блант, снявшиеся в прошлом году в конкурентах «Барби» и «Оппенгеймер» соответственно, вышли на вручении «Оскаров» вместе на сцену, чтоб пошутить о соперничестве блондинки с ученым и прорекламировать свою новую совместную картину.

Казалось бы, у «Каскадеров» (в прокате США с 3 мая, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) были все ингредиенты для того, чтобы стать событием начала летнего сезона. Эксперты киноиндустрии писали, что фильм Дэвида Литча метко попадает во все возрастные и гендерные сегменты аудитории: в нем есть и экшн, и комедия, и романтика, то есть зрители помладше придут смотреть, как Райан Гослинг прыгает по крышам машин, зрительницы постарше — на его роман с Эмили Блант и все вместе будут смеяться над остроумными шутками в адрес киноиндустрии как минимум. Казалось бы, ничто не могло пойти не так, пока не пошло. Но сначала о хорошем.

Плюсы:

— сюжет звучит многообещающе, в духе «Трюкача» с Питером О’Тулом или «Чудовища» с Жан-Полем Бельмондо — вечной киноклассики о жизни каскадеров. Кольт Сиверс (Райан Гослинг) долгие годы подстраховывал в экшн-сценах кинозвезду Тома Райдера (нетонкий намек на Тома Круза) в пародийном исполнении Аарона Тейлора-Джонсона. В тот самый день на съемочной площадке, когда Том громко выражает недовольство внешностью дублера («его лицо похоже на картошку», жалуется звезда), с Кольтом случается неприятный инцидент, он меняет номер, исчезает из кино на полтора года и устраивается парковщиком в ресторан «Капитанский какаду», к большому разочарованию операторши Джоди (Эмили Блант), с которой у Кольта начался перспективный роман. Спустя 18 месяцев его находит продюсер Гейл Майер (Ханна Уэддингэм) и вызывает в Австралию — как раз к работе над режиссерским дебютом Джоди с тем же Томом Райдером в главной роли. Тут у авторов фильма появляется возможность поиздеваться над коммерческими вкусами современного Голливуда — фильм Джоди, на который потрачены десятки миллионов, называется «Металлическая буря» и является пародией на «Дюну».

Впрочем, Кольта вызвали не столько исполнять трюки, сколько найти пропавшего Тома Райдера, который связался с мутными людьми и пропал, грозя сорвать съемки. Кольт, пытающийся восстановить отношения с любимой, не может позволить испортить ее карьеру и бросается на поиски звезды;

— лучшее, что здесь есть, конечно, актеры. Райан Гослинг давно (в «Славных парнях» и «Этой дурацкой любви») и недавно (в «Барби») доказал, что он хороший комедийный актер. Мало того, он не только умеет быть убедительным героем боевика, но и показать, что не относится к своему амплуа всерьез. Даже когда Гослингу приходится спасать мир в фильмах без тени иронии, актер как будто подмигивает нам, извиняясь за напыщенные глупости, которые приходится произносить с экрана. Он последний белый гетеросексуальный спаситель Голливуда в эпоху, когда никто в Голливуде не любит белых гетеросексуальных спасителей. Самая большая проблема Гослинга в том, что часто материал, в котором ему приходится сниматься, не дотягивает до его уровня. Совсем как в «Каскадерах», так что переходим к минусам.

Минусы:

— «Каскадеры» основаны на сериале, шедшем с 1981 по 1986 год. Современные ремейки старых телешоу иногда оказываются неплохими — вспомним, например, как далеко от своего телевизионного оригинала ушла «Миссия невыполнима» в опытных руках Тома Круза. Но новым «Каскадерам», кроме хороших актеров, похвастать нечем — сюжет с пропавшей кинозвездой предсказуем, злодеи угадываются с их первого же появления в кадре, а талант Эмили Блант криминально недоиспользован — мы знаем, например, по «Грани будущего», насколько она хороша в экшне. В «Каскадерах» ее присутствие на экране сведено к досадным хлопотам;

— когда бывший каскадер (и многолетний дублер Брэда Питта времен «Бойцовского клуба») Дэвид Литч дебютировал в режиссуре «Джоном Уиком», казалось, что именно из его профессии в режиссуру пришли энергия и кураж. Казалось бы, кто лучше может ставить трюки в наше время, когда кино обязано быть зрелищным и динамичным, чтобы выжить в конкуренции с сериалами. Но новизна «Джона Уика» давно прошла, его уроки давно усвоены эпигонами, и когда Литч захотел расширить свои умения и показать себя в более классических и старомодных жанрах вроде комедии и драмы, выяснилось, что каскадерского опыта недостаточно;

— в «Каскадерах» есть и вовсе неловкие ляпы. Режиссер Джоди больше обсуждает главного героя с дублером исполнителя главной роли, чем с самой звездой. Конечно, это чушь, даже учитывая, что она к дублеру неравнодушна — на съемочной площадке время — деньги, никто не сидит часами и не беседует о мотивациях героя с исполнителем трюков, чьего лица даже не будет на экране;

— большая часть диалогов состоит из обсуждения старых хороших фильмов — «Беглеца», «Последнего их могикан», «Тельмы и Луизы» и других, а саундтрек состоит из хитов 1970-х и 1980-х Kiss и Фила Коллинза. Хочется отнести этот факт к достоинствам фильма, но не получается. Вся эта цитатность, ностальгия и восхищение прошлым только доказывает, что раньше фильмы на те же самые темы были лучше (лучше пересмотреть «Чудовище», оно хотя бы было смешным). Возможно, потому что их снимали не бывшие каскадеры.

Фото: Universal Pictures

Подписаться: