Геннадий Устиян

«Клинер»: режиссер двух лучших Бондов замахнулся на женскую версию «Крепкого орешка»

2 мин. на чтение

Мартина Кэмпбелла можно назвать серийным спасителем бондианы, режиссером, которого звали каждый раз, когда нужно обновить киносериал о Джеймсе Бонде и представить нового актера в этой роли. Именно он в 1995-м снял «Золотой глаз», в котором агента 007 впервые сыграл Пирс Броснан, и к нему обратились уже в 2006-м, когда на вахту в «Казино Рояль» заступил Дэниел Крэйг. Оба дебюта можно считать удачными, а «Золотой глаз» и «Казино Рояль» возглавляют списки лучших фильмов бондианы.

Кэмпбеллу уже 81 год, но он продолжает снимать экшн, хотя за пределами бондианы его успехи скромнее — это явление еще предстоит объяснить специалистам-кэмпбелловедам. Его новый фильм «Клинер» вышел в прокат 27 февраля.

Плюсы:

— что точно нельзя назвать тривиальным, так это желание и умение Кэмпбелла посмотреть на действие фильма с неожиданного ракурса — в данном случае снаружи, как бы со стороны, из люльки мойщика окон. Бывшая военная Джои Лок (Дэйзи Ридли) еле успевает вовремя на работу, потому что ее брата-аутиста Майкла (Мэттью Так) выселили уже из девятого по счету интерната и теперь он будет жить у нее. Прибежав на службу, Джои в качестве наказания получает приказ очистить от помета (и от разбившейся о стекло птицы) окна лондонского небоскреба One Canada Square, где находится офис энергетической компании «Эгниан Энерджи» (судя по тому, насколько карикатурно злодейскими выписаны руководители фирмы, до конца фильма им не дожить). Моя окна, Джои вдруг видит, что на вечеринку «Эгниан» явились террористы в масках, которые пускают газ и берут в заложники три сотни человек. Налет устроен экорадикалами организации «Революция Земли» во главе с лидером постарше Маркусом (Клайв Оуэн) и другим помладше Ноа (Таз Скайлар), оказавшимся коллегой Джои по мойке окон (что важно по сюжету). Вскоре к небоскребу подъезжают спецслужбы во главе с Клер Хьюм (Рут Геммелл), и вот две женщины снаружи здания пытаются разрулить проблему, созданную, с одной стороны, жадными мужчинами, с другой — мужчинами с убеждениями (экотеррористы намерены вывести на чистую воду коррупционеров из верхушки компании);

— работники сфер, которые раньше игнорировали, вообще в последнее время пошли в мейнстрим, например, с сентября идет американский сериал «Большой потенциал» — ремейк французской «Умницы» — об уборщице-детективе.

Минусы:

— к сожалению, интересной идеей достоинства фильма исчерпываются. Руководство компании показано отрицательными героями так наивно и прямолинейно, как будто фильм снимал бескомпромиссный подросток, а не 81-летний живой классик. Дэйзи Ридли напрасно пытается играть свою Джои как оторву с непростым прошлым — героиня трех «Звездных войн» всегда напоминала отличницу-пионерку, а не битую жизнью жертву домашнего абьюза;

— поклонникам экшна понравятся несколько сцен драк с использованием пластикового пакета и пожарного топора, но, в общем, для фильма такого жанра действия тут довольно мало;

— мы все это видели в «Крепком орешке» еще в 1988-м;

— заявленный в одной из главных ролей Клайв Оуэн проводит на экране ровно пять минут, чтобы быстро превратиться в труп, полезный разве что наличием в кармане неиспользованного пистолета;

— можно похвалить Кэмпбелла и его команду за свежее включение в экшн-фильм героя-аутиста, который помогает сестре, преодолевая свои фобии, но это капля в море. Все остальные герои — ходячие клише;

— в общем, ничего в «Клинере» ужасного нет — это всего лишь проходной триллер, каких мы видели десятки. Но лучше пересмотреть «Казино Рояль» и восстановить свою веру в Мартина Кэмпбелла, оттереть, так сказать, стекло от птичьего помета.

Фото: Russian World Vision

Подписаться: