search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

«Когда ты закончишь спасать мир» проводит границу между реальной и мнимой эмпатией

, 2 мин. на чтение
«Когда ты закончишь спасать мир» проводит границу между реальной и мнимой эмпатией

Забавно, что фразу, вынесенную в название режиссерского дебюта актера Джесси Айзенберга, никто из героев так и не произносит, хотя мог бы каждый.

«Я жду, когда ты закончишь спасать мир» мог бы сказать подросток Зигги (его играет Финн Вулфхард из «Очень странных дел» и «Оно»), явно названный так родителями — поклонниками Дэвида Боуи, однокласснице Лайле (Алиша Боэ), страстной активистке, пишущей плохие стихи о страданиях бедных жителей Маршалловых островов под гнетом колониалистов-американцев. Те же слова он может адресовать и матери Эвелин (максимально дегламуризированная Джулианна Мур), работающей в приюте, где помогают жертвам домашнего насилия — здесь хотя бы можно говорить о том, что она помогает людям по-настоящему, а не наивно и надуманно, как Лайла. Эвелин тоже могла бы упрекнуть черствого эгоиста Зигги в том, что он заинтересовался социальным активизмом, только чтобы обратить на себя внимание Лайлы, и это правда.

Живущая в аккуратном образцовом доме семья Катц — идеальная иллюстрация домашней дисфункции, когда родители и сын больше похожи на снимающих вместе квартиру чужих людей. Зигги агрессивно запрещает родителям заходить в свою комнату, когда стримит для набранных за долгие годы 20 тысяч подписчиков на ютубе исполнение непритязательных фолк-рок-песен с названиями «Боль правды» и «Лживые уста». «Вы самые любимые мои люди на всем белом свете, мои фанаты», — говорит он им, и у Эвелин на глаза наворачиваются слезы отчаяния. «Я буду петь и разбогатею, — говорит он матери, — а ты останешься бедной». «Вокруг меня одни нарциссы», — жалуется отец семейства Роджер (Джей О. Сандерс), на которого, кажется, в этом доме вообще никто не обращает внимания.

Для Зигги благородная работа Эвелин в приюте — верх лузерства. Для Эвелин единственная страсть сына — зарабатывать на исполнении песен в собственной спальне — тупиковое занятие, помеха в стремлении добиться чего-то в жизни. Поэтому в ее сознании происходит подмена — она активно начинает интересоваться судьбой Кайла (Билли Брайк), сына одной из подопечных приюта, которую колотил муж. Иногда это маниакальное желание помочь незнакомому человеку кажется утомительным даже Кайлу, который, возможно, совсем не мечтает о колледже, поэтому постоянно получающая отказы Эвелин и здесь выглядит глупо. Всю свою нерастраченную энергию по превращению хоть одного близкого или хотя бы приятного ей оболтуса в приличного человека с хорошим будущим она душит по вечерам огромными дозами вина, отчаянно вцепившись в красивый бокал обеими руками.

Фильмов о проблемах отцов и детей снято примерно тысячи, и, в общем, ничего нового об этих отношениях сказать нельзя. Джесси Айзенберг, сыгравший в свое время Марка Цукерберга в «Социальной сети» и пару раз молодого альтер эго Вуди Аллена («Светская жизнь», «Римские приключения») — редкая голливудская звезда с интересами и талантами помимо собственно работы актера. Он сам написал сценарий «Когда ты закончишь спасать мир» (в прокате США с 20 января, в России фильм можно посмотреть только у онлайн-пиратов) — видно, что тема подросткового поверхностного взгляда на мир и пропасть, отделяющая его от зрелого осознанного выбора, для него важны. Этот фильм стоит посмотреть всем фейсбук*-активистам, которые думают, что помогают нуждающимся шером, и пиарят себя как «людей, меняющих мир к лучшему». Вполне привилегированный Зигги поет песню с социальным посылом, не понимая толком ее смысла, но скандалит с матерью из-за неубранной со стола посуды. По акцентам, которые расставляет сценарист и режиссер Айзенберг, видно, на чьей он стороне в конфликте поколений.

Фото: A24

__________________________________

*Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.

Подписаться: