Геннадий Устиян

«Компаньон»: что делает робот, завладевший пультом?

2 мин. на чтение

Юная брюнетка Айрис (Софи Тэтчер совсем недавно сыграла смышленую сектантку в другом свежем триллере «Еретик») познакомилась с «хорошим парнем» Джошем (Джек Куэйд, сын кинозвезд Мег Райан и Денниса Куэйда) банально, но мило — в супермаркете, он от неловкости опрокинул пирамиду из апельсинов и начал их смешно собирать.

В следующей сцене влюбленные уже едут за город в гости к Кэт (Меган Сури), давней подруге Джоша, которая живет со зловещим русским торговцем то ли оружием, то ли наркотиками (по слухам) Сергеем (отличный и почти неузнаваемый Руперт Френд). Вроде бы в целом у Айрис и Джоша все хорошо, но что-то все равно не так — кажется, он любит командовать своей новой девушкой и вообще слегка ведет себя с ней как с собственностью. Через пару минут мы поймем, почему: оказывается, Айрис — купленный в кредит андроид производства компании «Эмпатикс», неотличимая от человека внешне машина, оказывающая «эмоциональные и сексуальные услуги», новая ступень в развитии надувной женщины.

«Компаньон» дебютанта в кинорежиссуре и сценариста Дрю Хэнкока сразу же заявляет о себе как о гибриде двух жанров — феминистской антиутопии и кровавого триллера. Кровь на экране льется обильно и часто неожиданно — в общем, почти весь фильм Айрис залита запекшейся кровью, но она — убийца поневоле, подставленная жертва, и в этом весь смысл. Тема робота-компаньона, жизнь с которым пошла вкривь, не нова — совсем недавно Меган Фокс пыталась занять место хозяйки дома в триллере «Меган: К вашим услугам», а четыре года назад Дэн Стивенс был разработан в лаборатории, чтобы идеально подойти для совместной жизни с главной героиней в «Я создан для тебя». Но Хэнкок рассматривает другую сторону проблемы: Айрис — и не настоящая подруга, и не надувная кукла, она нечто посередине. Отношения с ней работают как лакмусовая бумажка, по которой можно определить, моральный урод ее хозяин или нет. Джош считает себя современным «продвинутым» мужчиной и едва ли не феминистом, но не осознает, что хорошо бы спросить мнение женщины, поэтому может находиться только в отношениях с покорной партнершей, которой можно регулировать цвет глаз, голос и уровень интеллекта — конечно же, первое, что делает Айрис, завладев пультом, переключает эту функцию с 40% (именно такой уровень удобен Джошу) до 100%.

«Компаньон» производит странное (в хорошем смысле, конечно) впечатление — с одной стороны, кажется, что он — переходный этап от «Из машины» (2014) Алекса Гарленда к «Подай знак» (2024) Зои Кравиц, от бунта машин к феминистскому хоррору (также фильм Хэнкока может напомнить другие фильмы в диапазоне от «Не беспокойся, дорогая» до «Терминатора», критики даже отметили, что в его начале есть смутное ощущение, будто его снял молодой Роман Полански). С другой стороны, это абсолютно оригинальный фильм, переворачивающий тему угрозы искусственного интеллекта с ног на голову: что если злодей — человек, а не робот? На этот вопрос кино тоже пыталось ответить не раз, но важны детали и бесстрашный ход режиссера-сценариста. В первой же сцене фильма Айрис говорит, что пережила в жизни два момента счастья: когда познакомилась с Джошем и когда убила. Казалось бы, спойлер. Но он абсолютно не мешает смотреть фильм — мастерство тут как раз в том, чтобы рассказать зрителям историю, финал которой они знают, но при этом не могут оторваться от экрана. Судя по «Компаньону» (в прокате США с 31 января, в России фильм пока можно посмотреть только онлайн у пиратов), в кино появился мастер рассказывать старые, возможно, истории, но как в первый раз.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: