search Поиск
Геннадий Устиян

Кристофер Нолан выпустил «Оппенгеймера» об отце атомной бомбы как нельзя кстати

3 мин. на чтение

Когда три года назад зрители пришли в себя после просмотра «Довода», казалось, что это первая большая неудача Кристофера Нолана — режиссера, который не просто умеет снимать популярные, но не глупые фильмы, но еще и держит руку на пульсе современности. Все его предыдущие картины так или иначе откликались на социальные или культурные процессы, происходившие в западном мире в этом веке.

Кажется, что байопик создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера — нетипичное кино для Нолана, больше интересующегося перемудреными играми разума, чем судьбами реально живших людей. И все же «Оппенгеймер» оказался продолжением разговора, который Нолан ведет со зрителями последние 20 лет.

Плюсы:

— Нолан часто играл со временем (вспомните разные отсчеты секунд, минут и часов во время одних и тех же событий в «Дюнкерке»), так что действие «Оппенгеймера» скачет между работой физика над Манхэттенским проектом, его допросом в 1954-м и слушаниями в 1959-м по делу его оппонента, политика и военного Льюиса Штраусса (потрясающая работа Роберта Дауни-младшего, заставляющая пожалеть, что он столько лет тратил свой талант на одного Железного человека). Сцены до 1954-го включительно решены в цвете, в 1959-м кадр черно-белый — так Нолан отделяет биографию своего главного героя от истории Штраусса. В любом случае такую работу с цветом тривиальной не назовешь;

— Киллиан Мерфи сыграл аж в пяти фильмах Нолана, но только сейчас получил у него главную роль. Чтобы стать еще больше похожим на Оппенгеймера, он сел на жесткую диету — в некоторые дни сидел на одном миндале. Это тот редкий случай, когда Мерфи с его внешностью, из-за которой ему, как правило, предлагают играть одержимых или маньяков, получил возможность сыграть самую яркую роль в своей карьере (номинация на «Оскар» почти обеспечена);

— Нолан не показывает прямо ужасы последствий взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Наверное, это правильно — кошмары преследовали Оппенгеймера, и у каждого свои кошмары, а не те, которые нам показывали в документальных фильмах;

— Нолан считает главной драмой Оппенгеймера его коммунистические взгляды, изменившиеся (или нет?) со временем, когда он уже разрабатывал атомную бомбу. В любом случае именно эти взгляды стали причиной его неприятностей в 1950-х, в эпоху маккартизма и охоты на ведьм. Но в фильме коммунистические симпатии главного героя связаны с его гуманизмом, с его желанием помогать героям Гражданской войны в Испании и лояльностью к товарищам со студенческих лет. На встрече с президентом Трумэном (как всегда прекрасный Гари Олдман) Нолан очень четко показывает бесчеловечность проповедника капиталистических ценностей, лидера западного мира, сбросившего бомбы на Японию без сомнений и сожалений, и раскаяние гуманиста Оппенгеймера, чья профессия сделала его, как он сам выразился, «разрушителем миров»;

— несмотря на то что, в общем, это фильм о физиках, которые говорят на своем профессиональном языке, мало понятном посторонним, «Оппенгеймер» смотрится как увлекательный триллер;

— Нолан этим фильмом доказывает, что он по-прежнему остро чувствует современность. Атомная бомба изменила мир навсегда — взрывы в Японии были не столько последней катастрофой Второй мировой войны, сколько первой катастрофой новой, холодной. Оппенгеймер призывал власти к открытому сотрудничеству с СССР еще до того, как приступил к работе над бомбой, и ни разу своим убеждениям не изменял. Сейчас он выглядит как цельная фигура с последовательными прогрессивными взглядами, а не только как невольный убийца сотен тысяч невинных людей. «Оппенгеймер» вышел в американский прокат 21 июля (в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов) как нельзя кстати — угроза использования оружия массового поражения сейчас даже больше, чем во время Карибского кризиса в 1960-х. Но Нолан проводит еще одну, даже более широкую параллель — точно так же, как атомная бомба разделила развитие человеческой цивилизации на до и после, сейчас это делает искусственный интеллект. Именно сейчас идет дискуссия о том, являются ли технологии нашим будущим или они скоро выйдут из-под контроля и уничтожат нас примерно так же, как бомба — жителей Хиросимы и Нагасаки. Мы снова живем в интересные времена, и Нолан не мог это не прокомментировать.

Минусы:

— Нолан всегда был не столько рассказчиком, сколько провокатором, задающим вопросы, на многие из которых не предлагает ответов. Его фильмы, и «Оппенгеймер» не исключение, скорее набор сцен, чем развивающаяся по кинематографическим законам история жизни главного героя. К счастью, это хорошо снятые и сыгранные сцены;

— фильм длится три часа, и это жестоко.

Фото: Universal Pictures

Подписаться: