Ярослав Забалуев

«Локерби: В поисках правды»: герой Колина Ферта ищет виновных в смерти дочери

2 мин. на чтение

Джим (Колин Ферт) и Джейн (Кэтрин Маккормак) Свайр провожают дочь Флору (Розанна Адамс) из Лондона в Нью-Йорк. На календаре 21 декабря 1988-го, у пассажиров, вылетающих из аэропорта Хитроу, праздничное настроение. На борту они поют и веселятся.

Над шотландским городком Локерби в багажном отсеке что-то взорвалось. Погибли все пассажиры и члены команды самолета, на земле обломками убило еще 11 человек. В следующие без малого три десятилетия Джим Свайр стал одним из активистов в гражданском расследовании случившегося. Он лично тестировал безопасность аэропорта Хитроу, выступал на телевидении и присутствовал на долгом суде над двумя ливийцами. Фактически ясность в том, что случилось в небе над Локерби зимой 1988-го, не достигнута до сих пор.

В прошлом году первой большой премьерой Netflix стало «Общество снега» Хуана Антонио Байоны — фильм о крушении самолета с уругвайскими регбистами в Андах. Тогда казалось, что выпуск такой картины в дни, еще окутанные новогодними торжествами, странный и даже неуместный ход. И вот в 2025-м это уже совершенно нормально. В современном искусстве только и разговоров, что о травмах и их проживании. Благодаря новостной повестке и вульгарному психоанализу фильмы на болезненные темы боль уже не причиняют. Даже наоборот — заставляют не без удовольствия переключиться с настоящих проблем на разыгранные актерами.

Взрыв рейса PA103 — крупнейшая авиакатастрофа в истории Великобритании. «Локерби: В поисках правды» — первый игровой сериал, посвященный этому трагическому событию. Второй уже снят и выйдет в 2025 году на BBC и Netflix. «В поисках правды» основан на книге «Взрыв в Локерби: Отец в поисках справедливости», написанной Джимом Свайром в соавторстве с Питером Биддульфом. Естественно, что именно Свайр стал главным действующим лицом шоу Sky Atlantic и Peacock. Сценарий написал шотландский драматург Дэвид Харроуэр, а четыре из пяти серий поставил Отто Батхерст — лауреат BAFTA за режиссуру «Острых козырьков». Сверхпопулярное историческое шоу о бирмингемских гангстерах научило Батхерста элегантному обращению с историческим материалом. «Острые козырьки» на протяжении шести сезонов ухитрялись балансировать на грани достоверности и увлекательности. Та же гармония есть и в аранжировке трагической фактуры, лежащей в основе «Локерби».

Сериал подкупает тем, как свободно распоряжается своей жанровой принадлежностью. Он начинается как фильм-катастрофа, продолжается как детектив и судебная драма, а в финале замедляет бег, чтобы оглянуться на жизнь, прожитую героем в погоне за правосудием. В каждой из этих частей есть на что посмотреть. Утилитарна разве что линия расследования — из-за того, что в нем до сих пор всплывают новые решающие детали. Крушение самолета снято изобретательно, захватывающе и жутко. Судебное заседание, исход которого вроде бы предрешен, превращается в борьбу многочисленных сил и достигает обморочного напряжения под конец. Финальная часть отдана дуэту Ферта и Маккормак — главных звезд проекта, которые давно не получали настолько пронзительных ролей. В контексте почти эпического по продолжительности сюжета центральная пара актеров играет с какой-то советской тонкостью и основательностью. Кто бы мог подумать, что изящный Колин Ферт когда-нибудь окажется так близок к Михаилу Ульянову.

Батхерст безупречно деликатен, но при этом считает невежливым сглаживать все возможные углы. Однако в фокусе его внимания не боль родственников жертв и даже не преступное лицемерие судебной системы и государства вообще. Речь в «Локерби» идет о том, как трансформируется отношение к большому событию сквозь время. Батхерст не стесняется показывать спад интереса к трагедии, чередуя динамичные игровые эпизоды с кадрами хроники и выдержками из выпусков новостей. Сюжет неспешно тянется сквозь время, и вот катастрофа отходит на второй план в контексте 11 сентября и вновь актуализируется при помощи Wikileaks. Эти приемы выводят «Локерби» на универсальный уровень, позволяют сюжету рифмоваться с новостями уже сегодняшнего дня. Впрочем, сериал ни разу не позволяет дешевой публицистике взять верх над конкретной человеческой драмой.

Фото: «Peacock»

Подписаться: