В завершивших третий цикл «Мстителях» создателям франшизы было совершенно необходимо добиться подлинного вагнеровского масштаба (насколько это возможно в комиксе, конечно).
Простого конца света здесь было недостаточно, так что эмоциональный пик был достигнут при помощи уничтожения двух ключевых для франшизы персонажей. Прежде всего речь идет, конечно, о финальном самопожертвовании Тони Старка (Роберт Дауни-младший долго пытался избавиться от роли, перезагрузившей его карьеру). Однако до этого пришлось попрощаться с самым веселым (не считая енота Ракеты, конечно) героем марвеловской вселенной — богом озорства Локи в исполнении Тома Хиддлстона. Для верности и окончательности придушивший его злодей Танос изрек: «На сей раз не воскреснет»… И продюсер киновселенной Marvel Кевин Файги утверждает, что в момент работы над «Войной бесконечности» все были уверены в том, что с Локи авторы и зрители простились навсегда.
Но не тут-то было. Сериал начинается с того, как во время битвы за Нью-Йорк (то есть первых «Мстителей») герой Хиддлстона сбегает в пустыню Гоби, прихватив с собой тессеракт. Здесь его находят сотрудники Управления временными изменениями (УВИ), следящего за мерным течением «священного таймлайна». Локи доставляют в суд, приговаривают к смерти, но тут за него вступается майор Мобиус (Оуэн Уилсон) — не бескорыстно, разумеется. Дело в том, что в разных эпохах то и дело возникает неуловимый бандит, и у Мобиуса есть все основания полагать, что речь идет об еще одной отбившейся от рук версии бога озорства.
От всех этих фокусов с нелинейностью времени и пространства мы успели подустать еще на «Ванде/Вижне», но ничего не поделать: четвертая фаза киновселенной Marvel, кажется, всерьез вдохновлена теорией струн. «Локи», кстати, первый из трех марвеловских сериалов, предлагающий действительно новый мир. Пространство УВИ — это то, чего мы еще не видели. Выполнено оно в стилистике ретрофутуризма: тессеракты используют как пресс-папье, а техническая оснащенность соседствует со старомодной основательностью мебели и изяществом костюмов.
Что касается сюжета, то он, сообразно герою, движется сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, Локи заинтригован мощностью УВИ и полон решимости добраться до его руководства (загадочных Хранителей). Для этого ему нужно выстроить отношения с Мобиусом — и бадди-муви здесь получается даже душевнее, чем в «Соколе и Зимнем солдате». Двигателем же выступает собственно погоня за таинственным «вариантом» Локи (который — небольшой спойлер — к тому же оказывается женщиной по имени Сильвия).
Скрытая же механика у сериала та же, что и у прочих телепроектов Disney+ во вселенной Marvel — все они так или иначе построены на психоаналитичности. «Ванда/Вижн» был про изживание трагической потери, «Сокол и Зимний солдат» — про принятие судьбы, участи. «Локи» же завоевывает очки, поскольку говорит о попытке и возможности ее, участь, переменить. В сочетании с обаянием Хиддлстона получается лучший (пока) сериал Marvel и кандидат на место главаря «Мстителей», вполне сравнимый с выбывшим Дауни—Старком. Единственная загвоздка тут заключается в упомянутых играх со временем, но можно быть уверенными, что при необходимости авторы что-нибудь придумают. Во всяком случае пока нехватки событий здесь не наблюдается: сеть уже взорвалась от мимолетного признания героя в бисексуальности, а вышло всего три серии. Ну а коли Локи не вернется в полнометражных «Мстителей», тоже не беда — второй сезон сериала уже в разработке.
Фото: Disney+