«Материалистка»: что делать, если твой бывший — капитан Америка, а нынешний — один из нас
Как и предыдущая романтическая драма Селин Сонг «Прошлые жизни» (2023), где главная героиня встречалась с другом детства, не подозревая о его чувствах, новый фильм американской кореянки «Материалистка» (в кинотеатрах с 19 июня) посвящен метаниям женщины между прагматичным будущим в лице богатого привлекательного мужа и проблемным прошлым — внезапно вновь материализовавшимся бывшим парнем, прекрасным всем, кроме бедности. Учитывая, что главную героиню Люси играет вечная пассивная жертва Дакота Джонсон из «50 оттенков серого», а претендентов на ее руку — главные голливудские секс-символы Педро Паскаль и Крис Эванс, выбор девушке предстоит сложный.
Плюсы:
— Сонг задает тон этой романтической драме уже в первой встрече трех героев. Брачный агент Люси, девушка настолько без комплексов, что подходит к незнакомым парням на улице и раздает визитки, обещая им идеальную партнершу, а может, и жену, знакомится на свадьбе одной из клиенток (если точнее, девятой по счету, дошедшей до алтаря) с братом жениха Гарри. Знакомство происходит за стыдным на свадьбах столом для одиночек, Гарри явно впечатлен, но Люси лишь предлагает ему услуги свахи: «Следующий парень, с которым я пойду на свидание, станет моим мужем», — говорит она новому ухажеру, давая понять, что не заинтересована (а возможно, наоборот, считает, что он слишком для нее хорош). Не успев озвучить свой странный заказ — пиво и колу, Люси тут же получает его на стол — оказывается, официантом на свадьбе работает ее бывший, регулярно безработный театральный актер Джон, который прекрасно помнит ее вкусы. Наступает неловкая пауза — парень, влюбляющийся в девушку, видит ее с бывшим, с которым их явно еще что-то связывает. Теперь следующий шаг должна сделать Люси, выбор за ней. Но девушка не делает никакого выбора — она сначала идет танцевать с Гарри, а потом позволяет Джону подвезти ее домой (правда, без секса);
— «Материалистка» и сама материалистка Люси все сводит к цифрам и процентам, во всяком случае, поначалу («Брак — это сделка», — говорит она незамужним поклонницам, и те, открыв рты, смыкают перед ней ряды). Люди женятся, потому что их объединяет общее финансовое положение, вкусы, политические убеждения, воспитание, цвет кожи, возраст и рост, считает Люси, которая отправляет людей на свидания после серии вопросов о том, чего они ждут от будущих отношений. Она ушла от Джона, потому что не могла больше считать гроши и ссориться из-за поисков бесплатной парковки. Но Гарри для нее слишком хорош: «Ты десять из десяти, ты единорог, ты можешь заполучить любую», — говорит она ему, жалуясь, что происходит из бедной семьи, работает, чтобы выжить в дорогом Нью-Йорке, и не может предъявить ему приданое. Зацикленность на деньгах и статусе роднит «Материалистку» с десятками похожих романтических комедий вплоть до «Секса в большом городе», где едва ли не каждая серия начиналась с фразы «В Нью-Йорке два миллиона холостых мужчин, но мне подходит лишь один». Задача фильма — посрамить практичность современного человека и напомнить ему, что любовь не измерить в долларах — в этом смысле человек не изменился с пещерных времен (а если вы и так не поняли, картина начинается со сцены, где пещерный человек приносит своей пещерной женщине букет цветов и из одного делает доморощенное колечко). В этом смысле «Материалистка» не пытается потрясти основы жанра романтической комедии, она их скорее обтачивает, чтобы казаться серьезнее и умнее, чем она есть — например, одна из клиенток Люси оказывается жертвой сексуального насилия на свидании, что призвано придать легкому жанру налет социальной осознанности — в наше время без нее никуда. Кажется даже, что сейчас все герои забудут о своих любовных переживаниях, и фильм превратится в криминальный триллер, но нет, к счастью, Сонг меру знает;
— что отличает «Материалистку» от многих других ромкомов (помимо удручающего отсутствия шуток) — тот факт, что она не расставляет уже заготовленные заранее и разжеванные для зрителей моральные акценты. Обычно в таких фильмах есть центральная пара, одна из половин которой часть картины проводит «не с тем человеком», но потом прозревает. Как правило, этот третий человек обладает всеми внешними атрибутами идеального партнера, пока не выясняется, что человек он дерьмовый, изменник или подонок, и тогда ничто не мешает «настоящей любви» вступить в свои права. У Сонг все слегка сложнее, и спасибо ей за это;
— Дакота Джонсон — интересный типаж для романтической героини, учитывая время, в которое мы живем. В отличие от королевы ромкомов 20-летней давности Кейт Хадсон (и, если уж на то пошло, в отличие от своей матери Мелани Гриффит, бывшей звездой в 1980-е) Джонсон выглядит как девушка, пассивно наблюдающая за тем, что судьба прибьет к ее берегу. Хадсон (и Гриффит, и многие другие актрисы) играла карьеристок и уверенных в себе женщин, которые точно знают, чего хотят. Джонсон как будто позволяет мужчинам (и камере оператора) себя увлечь, она оживает, только когда Педро Паскаль приводит ее к себе для первого секса, целует, а она с нескрываемым любопытством (чтобы не сказать алчностью) оценивающе оглядывает его квартиру и потом, уже после секса, прямо спрашивает, сколько она стоит («Двенадцать миллионов», — отвечает он, уже засыпая). Это женщина, которая оживает, когда видит счет, и тут же начинает себя обвинять в собственной меркантильности. Джонсон как будто не знает, кто она — охотница за деньгами или раба любви, и за этим интересно наблюдать, потому что одно с другим не совмещается в одном человеке;
— отличные монтажные нарезки с клиентами Люси, которые рассказывают ей, с какими партнерами хотели бы встречаться, так, будто составляют список покупок в продуктовом. В такие минуты начинаешь презирать все человечество.
Минусы:
— когда Джон начинает в очередной раз жаловаться на то, что он по-прежнему актер-неудачник в свои 47 лет, конечно, не веришь, потому что играет его Крис Эванс, один из самых привлекательных и успешных голливудских актеров. Невозможно поверить, что актеру с внешностью Криса Эванса ни разу не предложили сыграть… да хотя бы капитана Америку, например;
— некоторые поступки и речи героев заставляют усомниться, что сценарий был написан для 30–40-летних героев. Возможно, изначально герои были прописаны 25-летними, но позже их возраст возрос, когда удалось заполучить в фильм известные имена. Иначе сложно объяснить, почему взрослые люди с некоторым жизненным опытом произносят с апломбом такие наивные речи, а идеальный мир 35-летней Люси прямо рушится, когда она узнает о сексуальных домогательствах на свидании, как будто она только в 35 лет осознала, что люди не товар;
— Сонг при всем желании не снять еще одну проходную романтическую комедию в итоге запуталась и сама себя предала. Подталкивая свою героиню сделать правильный выбор, она вставляет диалоги, в которых герои говорят, что истинная любовь — когда чувствуешь рядом с любимым свою возросшую ценность. То есть в разговорах об истинном чувстве Сонг невольно признает, что даже «настоящая любовь» — чувство эгоистичное, больше имеющее отношение к общественному мнению, чем к собственно объекту любви. В этом смысле фильм похож на свою героиню — между ложным чувством и настоящим он выбирает второе, которое тоже окажется ложным, просто Люси (и «Материалистка») пока этого еще не осознала.
Фото: «Вольга»