«Материнский инстинкт»: Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй бьются за звание самой безумной домохозяйки
В этом году Каннский кинофестиваль объявил о специальной программе, которая будет отдельно заниматься разработкой англоязычных ремейков фильмов, снятых на других языках. Другими словами, нас ждет больше голливудских ремейков европейских картин.
Известно, что американцы, кроме того, что не смотрят кино с субтитрами, имеют очень четкие представления о том, каким должен быть хороший фильм — например, судя по тому, что отсутствие хеппи-энда в Америке почти гарантирует провал в прокате, средний житель США хочет духоподъемных, оптимистичных фильмов, где добро обязательно побеждает зло. Снятый на основе вышедшей в 2018-м одноименной французской картины Оливье Массе-Депассе американский ремейк «Материнский инстинкт» (в кинотеатрах с 28 марта), исходя из этого правила, скорее всего, коммерческий успех не ждет, во всяком случае, в США. Конечно, это не значит, что «Материнский инстинкт» — плохой фильм.
Плюсы:
— «Материнский инстинкт» — режиссерский дебют известного французского оператора Бенуа Дельомма, который помимо кино снимал рекламу Dior и Chanel. Поэтому неудивительно, что почти каждый кадр его фильма похож на красивую картинку из фэшн-ролика. Действие происходит в 1960-х, и звезды фильма (они же и продюсеры) Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй выглядят очень эффектно в светлых розовых, желтых и бирюзовых платьях (иногда в почти одинаковых, чтобы подчеркнуть их близкие отношения). Элис (Честейн) и Селин (Хэтэуэй) не просто подруги, но и соседки, благополучные домохозяйки, которые бросили карьеру, чтобы заниматься домом и сидеть с детьми. Их сыновья Тео и Макс тоже, кажется, идеально воспитанные мальчики, на которых не нарадуются родители. Правда, у Тео аллергия на арахис, что в ходе фильма станет сюжетным приемом. Примерно в первой трети происходит немыслимая трагедия — Макс погибает, упав с балкона, и герои начинают обвинять в его смерти друг друга. Подчеркивая эпоху, когда происходит действие, Дельомм противопоставляет подруг внешне: Элис — мягкая, одетая в яркую светлую одежду блондинка типажа Мэрилин Монро, у которой, впрочем, есть свои демоны — нервный срыв после ранней гибели родителей в прошлом и переживания из-за отказа от журналистской карьеры. Селин больше похожа на типаж Джеки Кеннеди, которую герои обсуждают на дне рождения Элис: нервная и холодноватая брюнетка, которая после смерти сына переодевается в темно-синие платья на контрасте с жизнерадостными тонами соседки;
— Дельомм долго балансирует между двумя героинями, не давая зрителям безоговорочно встать ни на чью сторону. Безутешная Селин, безусловно, вызывает сочувствие, и в какие-то минуты Элис, кажется, слишком далеко заходит в своих подозрениях — ей кажется, что соседка задумала что-то очень нехорошее. Но режиссер не дает нам долго сопереживать одной из героинь, регулярно подбрасывая новые сюжетные повороты. Посвящение Хичкоку очевидно даже на уровне картинки, особенно в сцене, где Элис водит машину совсем как Джанет Ли в «Психо», хотя нельзя не признать, что Хичкок нас развлекал с сардонической ухмылкой, тогда как в новом фильме все показывается с серьезной миной и скорее напоминает триллеры 1990-х вроде «Руки, качающей колыбель»;
— из Хэтэуэй и Честейн получился прекрасный звездный дуэт, как будто играющий в игру, цель которой как можно дольше держать нас в неведении насчет того, кто из них настоящая злодейка;
— отсутствие хеппи-энда помешает «Материнскому инстинкту» стать коммерчески успешным в Америке, но именно это выгодно отличает его от десятков похожих триллеров, где положительный герой так или иначе обязан по законам жанра одержать верх над злодеем.
Минусы:
— сколько бы ни старались гримеры и художники по костюмам, перед нами восхитительная, конечно, но все же бульварщина самого низкого пошиба, выдающая себя за высокую драму;
— так как актрисы здесь к тому же и продюсеры, мужья их героинь (норвежец Андерс Даниэльсен Ли, придающий истории о жизни в американском предместье некий европейский интеллигентный лоск, и Джош Чарльз) появляются в кадре только с какой-нибудь вульгарной репликой вроде «Как быстро ты забыла моего сына!», чтобы тут же удалиться к себе и накачаться виски. В этих семьях 1960-х явно царит матриархат, как бы история ни убеждала нас в обратном.
Фото: «Вольга»