search Поиск
Ярослав Забалуев

«Миссис Дэвис» играет в антиутопию, антиклерикальную сатиру и шпионский триллер

2 мин. на чтение

Несколько лет назад на нашей планете разразился кризис, чуть не похоронивший человечество. Выбраться удалось благодаря высокоразвитому искусственному интеллекту.

В Великобритании его зовут «Мама», в Италии, разумеется, «Мадонна», в США это «Миссис Дэвис». В альтернативном 2023 году все люди носят наушники не только для собственных целей, но и в интересах «Миссис Дэвис», которой необходимо иметь возможность моментально вмешиваться в деятельность подопечных землян.

У монахини сестры Симоны (Бетти Гилпин) с чертовой машиной свои счеты, связанные с убийством ее отца (видимо, в интересах человечества). Она служит в небольшой монашеской общине, специализирующейся на производстве джема. Еще она постоянно отбивается от попыток «Миссис Дэвис» достучаться до нее — искусственный интеллект очень хочет использовать Симону для достижения собственных целей. После очередной попытки выйти на контакт община Симоны разоряется, и она решает все-таки выслушать требования машины. Оказывается, что по плану «Миссис Дэвис» Симона должна найти и уничтожить Святой Грааль. В обмен «Миссис Дэвис» подозрительно легко соглашается на самоуничтожение, и Симона принимается за дело.

Несложно догадаться, что траектория путешествия суровой монахини будет вполне джеймс-бондовской: в первых четырех (из восьми) сериях ей уже пришлось побывать в Лондоне и Риме, а то ли еще будет. Придумал все это Дэймон Линделоф — автор «Оставленных», «Хранителей» и «Охоты», в которой несколько лет назад блистала Бетти Гилпин. Новый проект создан Линделофом для сервиса Peacock, для которого «Миссис Дэвис» — второй за год потенциальный хит после уже состоявшегося «Покерфейса». Однако если сериал Райана Джонсона с Наташей Лионн был ретровещицей, то «Миссис Дэвис» получилась посложнее для восприятия.

Зрителя, привыкшего к цветистым, но однозначным фильмам и сериалам последнего времени, «Миссис Дэвис» гарантированно обескуражит. Действие стартует в средневековом Париже, затем переносится на необитаемый остров, потом появляются боевые монахини. Каждые 10 минут кому-нибудь отрывает голову, а действиями большинства персонажей руководит искусственный интеллект. Время от времени на экране появляются совершенно издевательские титры вроде «Наше время. Очевидно». Помимо Грааля в сюжете некоторым образом фигурируют меч короля Артура и персонаж по фамилии Шредингер (у которого, конечно, есть кот).

Однако абсурд для Линделофа всего лишь инструмент, форма, а не содержание. Экспериментировать с ним он начал еще в «Хранителях» и «Охоте», где диковатые элементы сюжета были призваны постоянно лишать зрителя точки опоры. Даже вроде бы прямолинейная «Охота» лишь притворялась поначалу антиэлитистской сатирой, а на деле была произведением несколько более сложным. То же можно сказать и о «Миссис Дэвис». Линделоф и его соавтор Тара Эрнандес («Теория большого взрыва», «Детство Шелдона») играют здесь и в антиутопию, и в антиклерикальный фельетон, и в шпионский триллер. Переключение между жанрами всякий раз происходит неожиданно, а элементы черной комедии придают происходящему на экране остроты и непредсказуемости. Ну а главное — в центре всего этого действительно необычная героиня, которой Бетти Гилпин подарила свою невероятную мимику. Сестра Симона — это настоящий Индиана Джонс в рясе, именно такая героиня, которой в нашем съехавшем с катушек мире ощутимо не хватало.

Фото: Peacock

Подписаться: