, 3 мин. на чтение

«Миссия невыполнима: Смертельная расплата 1»: Том Круз спасает мир, киноиндустрию и мужчин за 60

Пока умирал Джеймс Бонд, не переживший веяний нового времени, Итан Хант только удостоверился в том, что всегда был в курсе тенденций. 12 июля в мировой прокат вышел седьмой фильм из отметившей 27-летие кинофраншизы «Миссия невыполнима» под бесконечным названием «Смертельная расплата. Часть 1» (в России ее можно посмотреть только онлайн у пиратов), в следующем году выйдет его вторая часть.

Том Круз, объявленный в прошлом году «спасителем киноиндустрии» после кассового успеха «Топ Гана: Мэверик», продолжает доказывать, что после 60 жизнь экшн-героя как минимум продолжается. В отличие от других кинофраншиз, тем более добравшихся аж до седьмого фильма, в этой больше плюсов, чем минусов.

Плюсы:

— в последние годы исполнитель главной роли, продюсер и вообще идеолог, если можно так сказать в данном случае, проекта Том Круз изменил собственному правилу приглашать в каждый фильм нового режиссера первого ранга с неповторимым авторским стилем. Прошли времена, когда «Миссия невыполнима» снималась Брайаном Де Пальмой, Джоном Ву, Джей Джеем Абрамсом и Брэдом Бердом — последние три части снял Кристофер Маккуорри (начиная с «Племени изгоев» в 2015-м), но это всего лишь значит, что Круз «воспитал» внутри франшизы «домашнего» режиссера, который лучше всех чувствует именно этот конкретный материал;

— «Смертельную расплату 1» нельзя назвать лучшим фильмом во франшизе, она уступает как минимум предыдущим двум (возможно, как раз потому что это полфильма, а не целый), тоже снятым Маккуорри, но это по-прежнему бойкий блокбастер, который смотрится легко и не скучно даже в перерывах между экшн-сценами;

— Тому Крузу уже за 60, но он в потрясающей форме. Дело не только в том, что он выполняет сам свои трюки — он делал это и раньше. Он не просто выглядит хорошо (на то он и кинозвезда с многомиллионными гонорарами), он двигается как молодой человек, а это главное для экшн-героя;

— Маккуорри и Круз сделали все, чтобы экшн не был и не выглядел компьютерным и давал уже почти забытое в голливудском кино физическое ощущение рукодельности. Да, перед нами настоящий Том Круз, слетающий на мотоцикле с утеса в пропасть, чтобы вовремя выпустить парашют и влететь в окно мчащегося поезда. Мало того, Круз такая яркая звезда, что мы не просто смотрим, как вымышленный Итан Хант слетает со скалы. Это Том Круз рискует жизнью, чтобы нас развлечь, и при этом еще и умудряется шутить. Это уже не кино, а смесь кино и цирка;

— Круз и его сценаристы и раньше мудро населяли мир «Миссия невыполнима» сильными партнершами, которых не надо было спасать — они сами кого хочешь спасут. В «Смертельной расплате» таких женщин рекордное число — четыре во главе с перешедшей из предыдущих двух фильмов Ребеккой Фергюсон в роли бывшего агента MI6 Ильзы Фауст (также из «Последствий» 2018 года вернулась Ванесса Кирби, играющая Белую вдову). Круз в своей карьере всегда избегал мелодрам и любовных драм и вообще почти никогда не соотносился ни с одной партнершей в кадре именно в романтическом смысле. Женщина для него — и здесь это видно особенно — или партнер на равных, или противник, так что его давно можно считать убежденным феминистом. Мало того, в «Смертельной расплате» нет ни одной стопроцентно положительной героини — Хейли Этвелл играет воровку, Пом Клементьефф — наемную убийцу, Ванесса Кирби — злодейку-посредника с мафиозными связями, а агент Ребекки Фергюсон в прошлом не раз давала повод подозревать себя в двойной игре. Эти женщины восходят к femmes fatales голливудского нуара, а значит, перед нами кино для взрослых циничных зрителей, которых сложно удивить, но Том Круз умеет это делать;

— после того как Итан Хант столько раз спасал мир, в «Смертельной расплате» придуман идеальный противник — обретший сознание (или его зачатки) искусственный интеллект, который здесь называют Сущностью. Из поисков ключа к нему по всему миру от Абу-Даби до Венеции и состоит сюжет. Том Круз объявил своим врагом научный прогресс и планирует уничтожить его по-стариковски, как делал это до сих пор, в аналоговом XX веке, во имя спасения мира.

Минусы:

— 2 часа и 43 минуты много даже для фильма, набитого экшном;

— оттого что перед нами первая часть дилогии, фильм понятным образом заканчивается без финальной точки;

— второй части дилогии, когда Итан Хант должен добраться до затонувшей российской подводной лодки «Севастополь», чтобы разобраться с Сущностью, ждать целый год.

Фото: Paramount Pictures