«Москва слезам не верит. Все только начинается»: отражение любимого исходника под россыпь хитов - Москвич Mag
Ярослав Забалуев

«Москва слезам не верит. Все только начинается»: отражение любимого исходника под россыпь хитов

3 мин. на чтение

Новым временам — новые имена. На смену Кате, Люде и Тоне из 1980-го пришли Ксюша (Тина Стойилкович), Оля (Анастасия Талызина) и Маша (Мария Камова). Ксюша с сыном Матвеем бежала из Самары от мужа-абьюзера и скрывает оставленный им шрам. Оля перебивается подработками и надеется стать хирургом. Маша вообще москвичка, но тоже хочет лучшей жизни, олицетворением которой в Москве 2003 года ей представляется съемочная площадка «Фабрики звезд». Пролетев мимо кастинга, они с Ксюшей знакомятся здесь с продюсером Владом (Иван Янковский). Он кладет глаз на Ксюшу, но регулярно отвлекается от любовной игры, чтобы позвонить маме и сказать, что покушал. Юные девицы не видят тревожных звоночков ни от Влада, ни от глубоко женатого хирурга (Андрей Бурковский), ни от обходительного иностранца с тяжелым взглядом (Дэниел Барнс).

Заглавие «Москва слезам не верит» указывает на то, что, посмотрев на метания героинь начала нулевых, мы перенесемся на двадцать лет вперед. Там Ксюшу будет играть Марина Александрова, Машу — Валерия Астапова, а Олю — Юлия Топольницкая. В какой-то момент возникнет и Гоша (Антон Васильев).

Любопытно, что название «Москва слезам не верит» возникает уже во второй раз за последние годы. В первый раз был «гастромюзикл», поставленный в новом театре «Одеон», который расположился в помещении бывшего казино Golden Palace на «Белорусской». Эта постановка не имела никакого отношения к оскароносному фильму Владимира Меньшова, однако явно пользовалась его легендой для привлечения внимания. Схожим образом действуют и постановщики восьмисерийного фильма Жора Крыжовников и Ольга Долматовская. По их словам, они отталкивались не столько от фильма, сколько от исходного сценария Валентина Черных под названием «Дважды солгавшая». По случаю премьеры по нему даже сделали аудиокнигу. Известно, что Меньшову сценарий сперва не понравился, а взявшись за работу, он переделал его на треть — большая, что называется, разница.

Уже на уровне замысла «Все только начинается» — это проект, созданный для обсуждения как широкими массами зрителей, так и в прессе. В первом случае знакомый бренд мимоходом налаживает связи между взрослыми детьми и их родителями, которые застали премьеру оригинальной картины. Во втором журналисты имеют комфортную возможность построить текст на сопоставлении сюжетных коллизий и поиске завуалированных цитат. Что ж, совсем не высказаться на этот счет действительно не выйдет.

Крыжовников и Долматовская строят свой фильм как отражение «любимого» (как следует из вступительного титра) исходника. Вместо оттепели и застоя — нулевые с «Фабрикой звезд» (но, видимо, без Беслана и прочих неприятностей) и двадцатые с радостью узнавания. Вместо маменькиного телевизионщика, спортсмена и работяги — маменькин телевизионщик, врач и толкинист. Расклад между девушками тоже изменен ровно настолько, чтобы оставить почву для сравнений, но отправить их по иным, отличным от меньшовских, траекториям. Наконец, если для Меньшова Сергей Никитин, Юрий Визбор и Дмитрий Сухарев написали песню-увертюру на все времена, то в новом сериале — россыпь старых хитов в новых аранжировках. На практике это пока выглядит так, будто телевизионная мелодрама прерывается музыкальным номером во вкусе новогодних шоу Первого канала, над которыми в свое время работал Крыжовников.

Оригинальных режиссерских решений пока, по ощущениям, тоже не слишком много. На месте и тряская камера, знакомая по сольным проектам Крыжовникова, и висящая над несколькими головами угроза изнасилования. На месте и драматургический галоп, в который режиссер с привычной бесцеремонностью увлекает зрителя, теряя на скаку какие-то второстепенные мотивации. Меньшов, надо заметить, тоже побросал несколько сюжетных линий на полуслове (больше всего обидно, конечно, за так и не дождавшуюся счастья Люду — Муравьеву). Другое дело, что в формальном смысле старый фильм все-таки изящнее, а главное, точнее.

Строго говоря, соотносятся они примерно так же, как Андрей Харитонов и Андрей Григорьев-Аполлонов. Вечный Рыжий из «Иванушек» занимает соответствующее место в сцене, соответствующей эпизоду на открытии фестиваля французского кино, а компанию ему составляют диджей Грув и Сергей Зверев. Впрочем, эти выводы сделаны на основе первых двух серий, так что, как говорили в другом любимом фильме Жоры Крыжовникова, поживем — увидим.

Сериал легально доступен на Wink.

Фото: Wink

Подписаться: