Научное сообщество лихорадит: лучшие физики кончают с собой, ускорители частиц сходят с ума, приборы показывают черт знает что. Увязать между собой все эти события поручено сотруднику сверхсекретной британской спецслужбы Да Ши (Бенедикт Вонг).
Параллельно разобраться в происходящем пытаются пятеро друзей из Оксфорда — физик Сол Дюрант (Джован Адепо), его коллеги Августина Салазар (Эйса Гонсалес) и Дзинь Чень (Джесси Хун), а также влюбленный в Дзинь умирающий преподаватель Уилл Даунинг (Алекс Шарп) и владелец бизнеса по производству снеков Джек Руни (Джон Брэдли). В процессе расследования выясняется, что катаклизмы сегодняшнего дня как-то связаны с событиями времен «культурной революции» в Китае, в которых участвовала мать одной из погибших (Розалинд Чао). И вот детективная интрига делает резкий поворот, поскольку мигающее ночное небо обещает землянам неотвратимое прибытие враждебных инопланетян.
На следующий день после премьеры сериала «Задача трех тел» в Шанхае приговорили к смертной казни Сюй Яо — юриста, нанятого обладателем прав на исходные романы Лю Цысиня для сделки с Netflix. Сюй Яо убил своего непосредственного нанимателя Линь Ци, основателя игровой студии Yoozoo Games. Сделал он это из-за того, что за низкую результативность Линь Ци сначала снизил гонорар Сюй Яо с 3 млн долларов до 750 тыс., а затем и вовсе нанял другую команду юристов. В итоге Сюй Яо отравил обидчика, а теперь получил смертный приговор.
История эта настолько чудовищна, что даже на некоторое время заглушила обсуждение самого сериала — амбициозного научно-фантастического проекта от авторов «Игры престолов» Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса. В то же время криминальный сюжет привлек к «Задаче трех тел» внимание даже тех, кто научной фантастикой не интересуется. В конце концов, едва ли кто-нибудь быстро вспомнит за последнее время подобные случаи гибели если не во имя, то, во всяком случае, из-за искусства.
«Задаче трех тел» дополнительный пиар, впрочем, не нужен. Роман Лю Цысиня, первая часть трилогии «Воспоминания о прошлом Земли», называют самой известной современной научно-фантастической книгой. Ажиотаж действительно колоссальный: сериал Netflix — это, в конце концов, вторая экранизация «Задачи трех тел» всего лишь за год. Первую сделали в Китае, она ближе к тексту. Бениофф и Уайсс обошлись с исходником вольно. Они перетасовали события, сделали действие глобальным, выведя его земную часть за пределы Китая. Главный герой первой книги, китайский ученый, разделился сразу на пятерых европеоидов. Фанаты книги клянут авторов за многочисленные упрощения сложных футуристических концепций, а те, кому просто не понравился сериал — за занудство.
Все эти разговоры в конечном счете являются бессознательным способом обходить стороной непосредственную оценку «Задачи трех тел» от Netflix как таковой. И это совершенно понятно: речь идет о невероятно амбициозном проекте, сюжет которого впечатляет и обескураживает. В том числе и тем, что, судя по всему, эти восемь серий — лишь пролог для чего-то еще более впечатляющего.
Бениофф и Уайсс воспользовались собственными наработками времен «Игры престолов». Они придумали для каждого героя понятную драму, не обошлось и без неожиданной гибели одного из центральных персонажей. Однако даже с учетом упрощений «Задача трех тел» все равно выглядит космическим крейсером на фоне почти любого образца современного фантастического кино. Пока кинокомиксы переживают кризис идей, у Бениоффа и Уайсса они все, кажется, не влезают в сериальный сезон. Речь идет в том числе о визуальных решениях — от некоторых сцен здесь действительно захватывает дух. С одной стороны, роман Лю Цысиня пришлось упрощать, с другой — даже в таком виде телевизионная «Задача трех тел» — весомый аргумент в борьбе с энтропией и превращением искусства в контент.
Что касается драматургии, то ее разветвленная сложность оправдана. Развитие внешне простых характеров происходит неспешно, но в результате заставляет вспомнить сериал «Годы» — лучшую и совершенно пророческую фантастику последних десяти лет. В отличие от проекта BBC «Задача трех тел» работает не с реальной новостной повесткой, а с классическим научно-фантастическим концептом вторжения инопланетян. Однако вслед за Лю Цысинем авторы сериала находят возможность зарифмовать события «Задачи трех тел» с размышлениями о последствиях репрессий. В конце концов, события совсем не случайно берут начало в сцене казни. Куда жестокость заведет человечество, мы, вероятно, узнаем в следующем году — если, конечно, Netflix решится дать зеленый свет второму сезону.
Фото: Netflix