«Немая ярость»: Джону Ву не нужны слова
Джон Ву, который с его фирменными взлетающими голубями, нацелившими друг на друга пистолеты и меняющимися лицами героями переучил Голливуд снимать экшн в 1990-х, не работал там целых 20 лет, со времен «Расплаты». В своем новом фильме «Немая ярость» (в кинотеатрах с 30 ноября) режиссер использует немоту главного героя как почти революционный ход — получилось практически немое кино, доказывающее, что иногда слова на экране и не нужны.
Плюсы:
— сюжет, конечно, не то чтобы блещет оригинальностью и напоминает сотни похожих фильмов о мести от «Заложницы» до «Джона Уика» (и это только если вспоминать недавние), но с важным нюансом. Шальная бандитская пуля убивает под Рождество сына Брайана Годлака (Юэль Киннаман). Бросившись в погоню за преступниками, отец получает другую пулю сам — в горло, что лишает его речи навсегда. Погоревав несколько месяцев, Брайан начинает делать засечки на календаре и учиться боевым искусствам по ютубу, а накануне следующего Нового года загружает в машину целый оружейный склад и едет в логово латиноамериканских драгдилеров, которые уже его ждут;
— к счастью, «Немая ярость» не из тех фильмов, где простой законопослушный гражданин вдруг превращается в коммандо за пару видеоуроков — у Брайана поначалу не все идет гладко, и Ву показывает его промахи и неудачи с вызывающей доверие честностью;
— очень красивая сцена с любовницей-наркоманкой главного злодея Плайи — автоматная очередь, которую она выпускает, находясь под героином, сделана так страшно и одновременно завораживающе красиво, что ни на секунду не забываешь, чем мы обязаны Ву как постановщику экшна;
— зато полностью забываешь, что Брайан не может говорить, поэтому смотришь фактически немой фильм — настолько здесь не важны диалоги, что уже после финала думаешь, не пора ли вспомнить и другим режиссерам, что кино в первую очередь визуальное искусство, и брать пример с Ву.
Минусы:
— в том, что касается экшна, вообще движения на экране, Ву по-прежнему нет равных. Другое дело, когда нужно как-то представить героев и заставить их делать что-то помимо стрельбы. Мы ничего не знаем о Брайане и его жене Сайе (Каталина Сандино Морено) кроме того, что у них погиб ребенок — ни кем они работают, ни чем наполнена их жизнь кроме горя. Это не полноценные личности, а вырезанные из картона клише, подающие признаки жизни, только когда им нужно действовать в жестко очерченных обстоятельствах сюжета. С другой стороны, мы любим Ву за другое, его фильмам в принципе свойственна полярная двухмерность, многими воспринимаемая как примитивность. Это редкий случай, когда рифму «кровь — любовь» прощаешь автору, потому что эта примитивизация заложена в идее;
— «Немая ярость» равна своему заголовку: здесь есть ярость, она немая, Брайан весь фильм мстит за сына, больше в фильме ничего не происходит. Финальные титры. Если вам этого достаточно, можно считать, что Джон Ву со своей работой справился.
Фото: Вольга