Очень редко появляются фильмы, которые могут сказать что-то новое в своем жанре. «Никто тебя не спасет» Брайана Даффилда (премьера прошла на Hulu 22 сентября) начинается так же, как множество фильмов о вторжении инопланетян — «Знаки» или «Тихое место» (с небольшим влиянием «Похитителей тел»), но к финалу оборачивается совсем не тем, к чему мы привыкли.
Плюсы:
— здесь за весь фильм максимум произносят несколько слов, да и то во флешбэках. Что и неудивительно — о чем разговаривать и с кем в фильме, где живущая одна в доме на отшибе героиня Бринн Адамс (Кейтлин Дивер) вдруг просыпается ночью от странного шума и обнаруживает на кухне пришельца, явившегося на Землю явно не налаживать контакт с потенциально дружественной цивилизацией (режиссер Брайан Даффилд смешно объясняет, почему не стал скрывать до поры до времени от зрителей космических чужих, как в тех же «Знаках» и «Тихом месте»: «Инопланетяне прибыли на нашу планету как завоеватели. Зачем им прятаться? Мы же, когда выходим во двор, не прячемся от муравьев»);
— необычная героиня, которая по ходу действия открывается нам с новой стороны. Бринн живет одна в доме, который почти никогда не покидает, даже не выбирается в магазин за продуктами, пользуясь доставкой. Единственное, куда она выходит из дома — на кладбище, где похоронена ее мать, умершая совсем молодой (в 47 лет) в 2019-м — так мы узнаем, что действие происходит в наше время. Изучая дом Бринн, этого сразу не скажешь — он заполнен старыми вещами, и девушка любовно заботится о своей коллекции птичьих клеток, которые явно начала собирать еще с мамой. Бринн также регулярно пишет письма от руки лучшей подруге детства Мод Коллинз, и только позже, после того как мать Мод, встретив Бринн в полицейском участке, даст ей пощечину, мы узнаем, что Бринн как-то виновна в смерти подруги. Это во многом объясняет ее изолированность от местного сообщества и одиночество;
— две трети «Никто тебя не спасет» делает вид, что он — сайенс-фикшн-триллер. Бринн дает отпор пришельцам, но они возвращаются, и кажется, нас ждет еще одно кино о загнанной в угол девушке, которая надрала зад посмевшим вторгнуться на ее частную собственность злодеям. Однако последняя треть, о которой нельзя писать, чтобы не заспойлерить финал, переворачивает все, что нам показывали до сих пор, с ног на голову. Название фильма становится многозначным: «Никто тебя не спасет» могли бы сказать Бринн инопланетяне, если бы могли говорить, и это могла бы сказать она самой себе, имея в виду не только выживание в схватке с пришельцами, но и способность простить себя за прошлую ошибку. Сами пришельцы тут вдруг становятся альтернативной цивилизацией, которая в отличие от нашей способна на понимание и прощение;
— с одной стороны, внешне пришельцы похожи на десятки терроризировавших нас инопланетян из фильмов категории «Б» 1950-х до комедии «Пол — секретный матерьяльчик». С другой стороны, Даффилд сделал их именно такими, какими они показаны в военных отчетах, описывавших встречи с инопланетянами в США в середине прошлого века;
— несмотря на свою уникальность, а скорее благодаря ей «Никто тебя не спасет» укладывается в не самую плохую кинотрадицию. Стивен Кинг первым восторженно указал на сходство фильма Даффилда с серией «Пришельцы» (1961) второго сезона «Сумеречной зоны», где жительница фермы находит на своей крыше летающую тарелку. Поклонники «Баффи — истребительницы вампиров» вспомнят серию «Тише», где точно так же безмолвно зловещие «джентльмены» преследовали героиню Тару.
Минус:
— только один. Зрители, ждавшие в начале фильма привычного сайенс-фикшна о вторжении инопланетян с обязательной победой над ними, могут почувствовать себя обманутыми. Ну от такого никто их не спасет.
Фото: Hulu