Ярослав Забалуев

«Оби-Ван Кеноби» — это все и сразу: сборник хитов, капустник, пародия и трепетный оммаж

2 мин. на чтение

Новый виток вселенной «Звездных войн» был самым ностальгическим из всех аналогичных предприятий — даже в «Терминаторе» пытались придумать что-то новое. Здесь же ностальгия стала не просто двигателем, а скорее сознательной концептуальной основой.

Это касается не только новой трилогии, которая более или менее удачно копировала классическую, но и многочисленных спин-оффов. Самый удачный (до недавнего времени) из них — «Мандалорец» — апеллировал не только к старой фантастике, но и к вестернам, причем уже на уровне «теплой» цветокоррекции. После этого успеха было очевидно, что никаких обновлений — технических и идеологических — от нынешних «Звездных войн» можно не ожидать. И именно в этот безупречно верный момент Disney+ создал на этом направлении свой (это уже очевидно) главный хит.

Не вполне понятно, каким образом компании удалось вернуть в мир Татуина и «Звезды Смерти» Юэна Макгрегора, однако это случилось. «Оби-Ван Кеноби» — это уже никакой не спин-офф, а настоящий «Эпизод 3,5». Речь здесь идет о целом ансамбле главных героев саги, а действие начинается через десяток лет после событий «Мести ситхов». После падения ордена джедаев Кеноби закопал световой меч, устроился работать на мясной завод и представляется скромным именем Бен. Одним глазом он продолжает присматривать за Люком и Леей — спасенными детьми принцессы Падме Амидалы (Натали Портман появляется только во вступительной нарезке) и своего ученика Энакина Скайуокера (Хейден Кристенсен, напротив, вернулся во франшизу после долгих лет в безвестности). И именно остаточное чувство долга заставляет его отряхнуть оружие от песка — Лею похищают имперские головорезы, и Оби-Ван спешит на помощь, потому что больше некому.

Если вы питаете хоть какую-то нежность к «Звездным войнам», «Оби-Вана Кеноби» стоит включать, совершенно не задумываясь. Это редчайший по нашим временам аттракцион неслыханной щедрости, все и сразу: сборник хитов, капустник, пародия и трепетный оммаж — не столько даже фильмам Джорджа Лукаса, сколько старым добрым временам вообще. Выход басиста Red Hot Chili Peppers Майкла «Фли» Балзари в роли одного из негодяев, в частности, выглядит своеобразной аллюзией на его появление в «На гребне волны». Сюжета и драматургии здесь ровно столько, чтобы связывать между собой эпизоды фан-сервиса. Впрочем, за историей о путешествии и приключениях Оби-Вана и Леи просматривается еще один мотив — по меркам придуманной Лукасом вселенной почти что экзистенциалистский.

Возвращение Макгрегора в «Звездные войны» сравнимо с его возвращением в мир «Трейнспоттинга». Сквозные мотивы «Т2» и «Оби-Вана» тоже занятно рифмуются. И тут и там речь идет о временах, когда веселью юности пришел конец и надо искать какой-то новый смысл в зрелости. «Торчать на чем-то большем», как говорили шотландцы из фильма Дэнни Бойла. Герой Макгрегора и тут и там изо всех сил пытается встроиться в нормальную жизнь, но от прошлого, конечно, можно отказаться, но забыть — куда сложнее. Идущих по пятам призраков былого здесь щедро иллюстрирует целый Дарт Вейдер, встречи с которым Оби-Вану не пришлось ждать до финала — она случилась уже в третьей из шести серий. И, несмотря на всю спекулятивность замысла, успех «Оби-Вана Кеноби» выглядит вполне заслуженным — пока что сериал смотрится куда лучше второй трилогии «Звездных войн», а это уже немало.

Фото: Disney+

Подписаться: