Мало какому фильму за последнее время так не везло и везло одновременно.
Социальная сатира Крейга Зобела о группе не знакомых друг с другом людей, похищенных и вывезенных в лес в качестве дичи, должен был выйти в прокат в сентябре прошлого года. Но как раз тогда в Америке шла очередная дискуссия о славной давней национальной традиции свободного ношения оружия — перед выходом «Охоты» в прокат произошли две жесточайшие перестрелки за недавнее время, в техасском Эль-Пасо и Дейтоне, Огайо.
Дональд Трамп, естественно, выступающий за любителей пострелять, обвинил либеральный Голливуд в лицемерии и пропаганде насилия — вот что делают жадные калифорнийские продюсеры, даже готовы поступиться убеждениями, лишь бы заработать, — писал президент в твиттере. Из-за трагедий в Техасе и Огайо (и скандала с президентом) прокат в Америке перенесли на несчастливую пятницу 13 марта, когда случилась другая напасть — паника из-за коронавируса. В итоге фильм собрал в мировом прокате за 11 дней всего 6,5 млн долларов, и близко не окупив свой 14-миллионный бюджет. Но одновременно «Охота» превратилась в нечто большее, чем просто еще в один кровавый триллер — как и «Прочь» Джордана Пила три года назад, она попала в болевую точку, которая давно ноет у каждого думающего человека и вот-вот грозит прорваться сухим кашлем с температурой.
Студия Universal не планировала выпускать «Охоту» в российский прокат, и правильно — как и в остальном мире, прокат как таковой почти уже не существует и неизвестно, когда он придет в себя. Зато фильм можно посмотреть онлайн и удивиться тому, насколько современное общество стало идентичным — что в Америке, что в России, особенно с учетом экономического кризиса и одинаково опасного для всех коронавируса, тоже, кстати, разделившего людей, помимо прочего, на законопослушно сидящих дома и отрицающих его существование. Вот вам дополнительный конфликт к уже имеющимся.
Сюжетом действие «Охоты» назвать сложно, скорее это условия для видеоигры — 12 человек со всей страны приходят в себя с кляпами во рту у дома на опушке леса. В каком штате и даже в какой стране они оказались, живые мишени не знают, но вскоре из разговоров становится известно, что все они когда-то обсуждали в одном чате усадьбу в Вермонте, куда свозят людей для участия в массовом расстреле. Вот и весь сюжет, зато прячущийся за ним смысл гораздо интереснее.
К счастью, Крейг Зобел, снявший «Охоту» по сценарию, соавтором которого является известный по «Остаться в живых» и «Хранителям» шоураннер Деймон Линделоф, не ограничивается прямолинейным столкновением либералов с демократами. Мир давно не делится на левых и правых, считают Линделоф, второй соавтор сценария Ник Кьюс и Зобел. Мир давно делится на богатых и бедных, и чем дальше, тем больше первые отбирают у вторых права и деньги. Так почему бы им не начать отбираться у бедных единственное, что у тех осталось — их жизни?
Но в этой угрюмой сатире (насколько такие вообще бывают) затронуты темы и конца онлайн-безнаказанности (жертв отбирают за обвинения в преступлениях, высказанные в интернет-чате), и неизменности человеческой природы (ни один бедный не избавляется от богатых, чтобы покончить с неравенством). «Охота» выглядит как низкобюджетный (и так и есть) триллер, в котором совершенно неожиданно оказывается дважды обладательница «Оскара» Хилари Суэнк, явно нашедшая что-то интересное в перспективе сыграть привилегированную стерву. Однако то ли из-за низкого бюджета, то ли из-за неопытности в кино теледеятелей, привыкших думать сериальными эпизодами, «Охота» смотрится амбициозной, с проговариваемыми отсылками к «Скотному двору» Оруэлла (именем знаменитого пессимиста даже названа важная для сюжетного поворота свинья), но не завершающей начатого разговора картиной. К счастью, Линделоф, Кьюс и Зобел показывает жертв не более положительными, чем убийц. Есть только нарастающая паранойя, что в следующей сцене реальность станет еще ужасней, чем сейчас, и, судя по тому, что происходит во всем мире, они оказались правы еще в прошлом году, когда «Охота» не смогла выйти в прокат первый раз.
Фото: UPI