«Оно 2» Андреса Мускетти предлагает трехчасовой сборник иллюстраций одного из лучших романов Стивена Кинга
Если верна теория, что история движется по спирали, то наша нынешняя эпоха более или менее соответствует рубежу восьмидесятых и девяностых.
И в этом контексте нет совершенно ничего удивительного в очередном взлете популярности Стивена Кинга — в течение года должны выйти целых три экранизации. Через пару месяцев на экран заглянет «Доктор Сон» — сиквел «Сияния», в котором выжившего сына Джека Торранса Дэнни сыграет Эван Макгрегор. В следующем году вроде бы наконец-то выйдет сериал по «Противостоянию» (Бена Аффлека в режиссерском кресле сменил Джош Бун). Ну а сейчас в мультиплексы врывается вторая часть «Оно» — важнейшего кинговского романа.
С момента первой схватки с клоуном Пеннивайзом прошло 27 лет. Шестеро из семи подростков, ранивших монстра в конце восьмидесятых, уехали из городка Дерри и мистическим образом забыли о произошедшем. Взрыв из прошлого инициирует оставшийся на малой родине Майк Хэнлон (Айзая Мустафа). Он обзванивает Билла Денбро (Джеймс Макэвой), Беверли Марш (Джессика Честейн), Бена Хэнскома (Джей Райан), Ричи Тозиера (Билл Хейдер), Эдди Каспбрака (Джеймс Рэнсон) и Стэна Уриса (Энди Бин), поскольку зло проснулось — Пеннивайз снова ест людей. Самопровозглашенный Клуб неудачников вновь собирается в Дерри (за вычетом самоубившегося со страху Стэна) и готовится дать злу решительный бой. Для этого им всем предстоит погрузиться в воспоминания и найти в городе заряженные их болью артефакты, без которых победу не одержать.
«Оно 2» — картина едва ли не более долгожданная, чем первая часть. И не в последнюю очередь в силу успеха дебюта. Режиссер Андрес Мускетти тогда сумел точно попасть в чаяния аудитории и одновременно подхватить моду на восьмидесятническое ретро — «Оно» довольно точно рифмовалось с во многом вдохновленными Кингом «Очень странными делами». Конечно, кое-чем пришлось пожертвовать. Под нож пошли ключевая сцена ритуального группового секса подростков (с другой стороны, а как прикажете ее снимать?) и древняя черепаха Матурин (здесь фанатам книги было особенно грустно). Но тем не менее неподдельное обаяние юных актеров сгладило все шероховатости и утвердило успех экранизации.
Со вторым фильмом не должно было возникнуть проблем, особенно с таким звездным кастингом. Тем не менее складывается ощущение, что именно здесь режиссер несколько растерялся. Мускетти, кажется, не вполне разобрался, о чем он, собственно, собрался снимать кино. Первый фильм был, понятно, про взросление, а здесь… С одной стороны, герои проходят через личные кризисы (связанные, среди прочего, с возрастом), с другой — именно в финале должна была произойти окончательная, а значит, предельно масштабная битва со злом. Мускетти явно рассчитывал, что с психологической частью замечательные актеры справятся и без него, а сам сосредоточился на рисовании монстров, как и его экс-наставник и продюсер Гильермо дель Торо (вместе они сделали «Маму» с той же Честейн).
В результате фильм, который должен был стать главным хоррором сезона, проседает и рассыпается под собственной массивностью. Для психологической драмы здесь многовато зловещего шапито (хотя зоопарк придуман и правда впечатляющий — один только зомби-шпиц чего стоит). Для ужастика же здесь слишком много всего остального. Мускетти изо всех сил пытается посильнее напугать, но психика взрослого человека устроена таким образом, что удары по ней надо наносить с разных сторон. Когда же из-за угла выпрыгивает восьмой или девятый облезлый монстр, эффект получается скорее комический. Ну а главный и самый обидный недостаток в том, что роман Кинга был не про драку с мелким бесом, а про сражение со злом (или даже со Злом). Именно поэтому куда целесообразнее потратить несколько ночей на его перечитывание, а фильм Мускетти воспринимать, допустим, как один из вариантов сборника иллюстраций — в этом качестве он, что уж там, вполне неплох.
Фото: Каро-Премьер